Лучший педагог года

Про работу над образом тела с дефектологом

Дина Шрейдер
Про работу над образом тела с дефектологом
▼ Скачать + Заказать документы

Про работу над образом тела с дефектологом

Коллеги, предлагаю рассмотреть такой нюанс работы дефектолога, как работу над образом тела. Прежде всего разберёмся с терминологией. В рамках этой темы часто используют понятия "схема тела" и "образ тела", и нередко смешивают их.

Так вот, схема тела - это моё ощущение своего тела, его границ, расположения частей тела, возможность и умение им пользоваться.

А вот в образе тела телесных ощущений уже нет, а есть мои представления о теле. Какое оно, что в нём есть, как называется, где располагаются части относительно друг друга и так далее.

Публикация «Про работу над образом тела с дефектологом» размещена в разделах

В качестве примера возьмём условного ребёнка с гемиплегией. У него нет возможности произвольно двигать, например, правой рукой и правой ногой. Ощущения нарушены? Нарушены. Границы тела может ощущать в полной мере? Не может. И пользоваться не может. Нарушена схема тела.

Схема тела есть у всех живых существ, у кошки, у льва, у человека.

А вот образ тела - это чисто человеческое образование, основанное на уже переработанных ощущениях, прежде всего когнитивно переработанных, осмысленных. Кошка может ощущать боль, но вот предположить "ага, болит в боку справа, выше уровня пупка, там у меня желчный пузырь, а ещё аппендикс, а может, болит в другом месте, а туда иррадиирует" может только человек. У которого сложился образ тела.

Итак, схема тела - это про ощущения и их полноту. "База" для развития образа тела, дальнейших представлений о себе.

Образ тела - про представления о теле. И он тесно связан с "образом Я".

Теперь о работе дефектолога. Мы можем в процессе занятий добавить ребёнку необходимых (выявленных в процессе диагностики) телесных ощущений с одной целью: создать базу для развития мышления. И это может выглядеть, например, так: будем сортировать сухое и мокрое. Ощупывать, называть, группировать. Основная цель такой сортировки - развитие мыслительных процессов на первичном, примитивном уровне. Учим анализировать явно зримые, ощутимые свойства предметов. А заодно потренируем название частей тела, ощущения от них. Поработаем, таким образом, немного и со схемой тела, и с образом. И в дальнейшем, когда от сортировок перейдем к классификации, к категоризации, у ребёнка будет больше возможностей для выбора оснований.

Далее будем помнить, что непосредственная работа над формированием образа тела и Я-образа это стезя нейропсихолога. Но мы также включаем в рабочий процесс элементы, позволяющие поработать над развитием образа тела, просто не первично. Например, возьмём ту же классификацию. Предложим ребёнку коробку с мячами. Если я поднимаю карточку с воздушным транспортом, кидай. Если с наземным - пинай. В процессе уточняю: чем кидаешь? Чем пинаешь? Итог: мы закрепили умение классифицировать предметы в рамках одного основания, потренировали умение планировать свою деятельность, затронули символическое обозначение воздушного и наземного транспорта через движения, и между делом поработали с образом тела, включая его в процесс игры.

Или другой пример: можно предложить ребёнку тянуть эспандер, если услышит такой звук, и катать гантель ногой, если услышит такой звук. А потом наоборот: катать рукой, тянуть ногами. Основная цель здесь - развитие слухового гнозиса, но в рамках её достижения мы даём опору для развития образа тела через добавление проприоцептивных и тактильных ощущений.

Другими словами, дефектолог не будет работать над образом тела, выделяя это отдельной целью. Но поскольку образ тела сопрягается со всей когнитивной деятельностью в целом, дефектолог включает элементы работы над ним в большинство игр и упражнений.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Узнай свою работу»Дидактическая игра «Узнай свою работу» У нас в группе, как у большинства коллег есть место, где стоят папки с творческими работами детей, выполненных в режимных моментах..

Фотоотчет «Экскурсия на мамину на работу»Фотоотчет «Экскурсия на мамину на работу» Фотоотчет "Экскурсия на мамину на работу". Во «Всемирный день защиты животных» в группе беседовали о наших домашних питомцах. Дети называли.

Фотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группеФотоотчет «Знакомство с образом Бабы-яги в русских народных сказках» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В своем блоге я сообщала о нашем участие в федеральном конкурсе проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста.

Фотоотчёт участия ДОУ в акции «На работу на велосипеде»Фотоотчёт участия ДОУ в акции «На работу на велосипеде» Фотоотчёт участия ДОУ в акции «На работу на велосипеде» 18 мая 2018 г. в России прошла ежегодная акция «На работу на велосипеде», которая.

Эссе «Я — учитель! Я просто люблю свою работу!» Учитель! Какое красивое, гармоничное, музыкальное слово. Даже ребёнок сможет догадаться, что оно родилось от волшебного, притягательного.

Консультация для родителей «Не делайте работу за детей» Чтобы воспитать себе помощника в лице ребенка, не делайте работу за него. Во-первых, сразу вводите в курс разных дел. Полезным вещам можно.

Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей» Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Про работу над образом тела с дефектологом
Опубликовано: 3 июля 2024 в 15:31
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Про работу над образом тела с дефектологом» (включая файлы) размещена пользователем Дина Шрейдер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД