Дина Шрейдер
Про работу над образом тела с дефектологом
▼ Скачать + Заказать документы
Про работу над образом тела с дефектологом
Коллеги, предлагаю рассмотреть такой нюанс работы дефектолога, как работу над образом тела. Прежде всего разберёмся с терминологией. В рамках этой темы часто используют понятия "схема тела" и "образ тела", и нередко смешивают их.
Так вот, схема тела - это моё ощущение своего тела, его границ, расположения частей тела, возможность и умение им пользоваться.
А вот в образе тела телесных ощущений уже нет, а есть мои представления о теле. Какое оно, что в нём есть, как называется, где располагаются части относительно друг друга и так далее.
Публикация «Про работу над образом тела с дефектологом» размещена в разделах
В качестве примера возьмём условного ребёнка с гемиплегией. У него нет возможности произвольно двигать, например, правой рукой и правой ногой. Ощущения нарушены? Нарушены. Границы тела может ощущать в полной мере? Не может. И пользоваться не может. Нарушена схема тела.
Схема тела есть у всех живых существ, у кошки, у льва, у человека.
А вот образ тела - это чисто человеческое образование, основанное на уже переработанных ощущениях, прежде всего когнитивно переработанных, осмысленных. Кошка может ощущать боль, но вот предположить "ага, болит в боку справа, выше уровня пупка, там у меня желчный пузырь, а ещё аппендикс, а может, болит в другом месте, а туда иррадиирует" может только человек. У которого сложился образ тела.
Итак, схема тела - это про ощущения и их полноту. "База" для развития образа тела, дальнейших представлений о себе.
Образ тела - про представления о теле. И он тесно связан с "образом Я".
Теперь о работе дефектолога. Мы можем в процессе занятий добавить ребёнку необходимых (выявленных в процессе диагностики) телесных ощущений с одной целью: создать базу для развития мышления. И это может выглядеть, например, так: будем сортировать сухое и мокрое. Ощупывать, называть, группировать. Основная цель такой сортировки - развитие мыслительных процессов на первичном, примитивном уровне. Учим анализировать явно зримые, ощутимые свойства предметов. А заодно потренируем название частей тела, ощущения от них. Поработаем, таким образом, немного и со схемой тела, и с образом. И в дальнейшем, когда от сортировок перейдем к классификации, к категоризации, у ребёнка будет больше возможностей для выбора оснований.
Далее будем помнить, что непосредственная работа над формированием образа тела и Я-образа это стезя нейропсихолога. Но мы также включаем в рабочий процесс элементы, позволяющие поработать над развитием образа тела, просто не первично. Например, возьмём ту же классификацию. Предложим ребёнку коробку с мячами. Если я поднимаю карточку с воздушным транспортом, кидай. Если с наземным - пинай. В процессе уточняю: чем кидаешь? Чем пинаешь? Итог: мы закрепили умение классифицировать предметы в рамках одного основания, потренировали умение планировать свою деятельность, затронули символическое обозначение воздушного и наземного транспорта через движения, и между делом поработали с образом тела, включая его в процесс игры.
Или другой пример: можно предложить ребёнку тянуть эспандер, если услышит такой звук, и катать гантель ногой, если услышит такой звук. А потом наоборот: катать рукой, тянуть ногами. Основная цель здесь - развитие слухового гнозиса, но в рамках её достижения мы даём опору для развития образа тела через добавление проприоцептивных и тактильных ощущений.
Другими словами, дефектолог не будет работать над образом тела, выделяя это отдельной целью. Но поскольку образ тела сопрягается со всей когнитивной деятельностью в целом, дефектолог включает элементы работы над ним в большинство игр и упражнений.