Екатерина Власова
Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать;
Ребёнок не в состоянии повторить простые действия, показанные ему в определенной последовательности, не может запомнить порядок этих действий;
Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.
Публикация «Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия» размещена в разделах
Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.)
У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию;
Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость.
Главные помощники мам и пап детей, которым поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед-дефектолог, нейропсихолог.
КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ:
Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.
Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.
Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Причины моторной алалии и вызванные ею нарушения очень разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.
Главное, что родители должны сделать – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания.
Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.
Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки и лицо. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые. Теперь давай вымоем лицо. Водичка, водичка, умой мое личико. … Сложи ладошки ковшиком и набери воду. Три личико ладошками. Я помогу тебе закрыть кран. Стряхивай водичку и бери полотенце. Наше полотенце красное, а папино – синее. Вытирай ручки и лицо. Молодец, чисто умылся!»
Родители должны следить за своей речью, обращенной к ребёнку с алалией :
Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
Словосочетания нужно повторять несколько раз;
Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.
Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
Так же, очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет ребенок с моторной алалией. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма.
И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.
Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания. Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь.
Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку.
Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.
Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам.
И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки
Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет. Нужно настроиться на то, что коррекция моторной алалии может занять несколько лет. Каждый день должен быть заполнен играми и занятиями, приближающими малыша к заветной цели – овладению правильной речью.
Здесь очень важен оптимистичный настрой взрослых, их умение поддерживать своего ребенка, замечать и поощрять его малейшие успехи.
Не нужно замыкаться наедине со своей проблемой. Очень помогает сохранить веру в успех общение с родителями таких же детей в интернет-сообществах, на логопедических форумах.