Ксения Пронина
Приёмы работы по формированию коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
1. Построение рассуждений по схеме.
2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
3. Продолжите ряд:
Вода (в реке) : чистая, прозрачная, мутная,, …;
шумит, бурлит, плещется,, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое,, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками,, ….
4. Языковые игры. «Кто больше?»
Публикация «Приёмы работы по формированию коммуникативных навыков» размещена в разделах
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
5. Коррекционные речевые упражнения
Упражнение № 1. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т. п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Упражнение № 2. «Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление, второй человек должен передать следующему это же чувство и т. д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Упражнение № 3. «Сильные стороны».
Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
Упражнение № 4. «Эмпатия».
Инструкция: все в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
Упражнение №5. «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т. е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой, который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу, вы очень рады встрече.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения.