Получи документы

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Елена Ильченко
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении сегодня крайне важна. Мне как учителю необходимо воспитать в детях не только любовь к чтению, но и умение применять полученные знания при решении жизненных задач.

Читательская грамотность в современных условиях - это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Чтобы к 15 годам ребёнок был готов к самостоятельной жизни в обществе, необходимо работу по формированию функциональной грамотности начинать уже с 5 класса.

Публикация «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах

Кроме того цель организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы - одна из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное и уважительное отношение к слову.

Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью.

Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся.

Современные УМК позволяют решать задачи по развитию читательской грамотности :

- понимать коммуникативную цель чтения текста;

- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

- определять основную мысль текста;

- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;

- комментировать и оценивать информацию текста.

Кроме того в процессе обучения важно сформировать следующие умения :

I. Умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

II. Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном :

- интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя :

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– понимать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Задачи:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Конечная цель обучения - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.

Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

ответы на вопросы;

анализ и интерпретация произведения;

составление планов;

характеристика героя;

написание отзыва;

написание сочинения.

Как начать урок?

1. Мотивация обучения

Упражнение «Согласны ли вы …»

1. Согласны ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Согласны ли вы, что школа может существовать без детей?

3. Согласны ли вы, что все предметы в школе важны?

4. Согласны ли вы, что данный текст несёт новую и ценную информацию?

5. Согласны ли вы что формирование читательской грамотности важно для вашей будущей жизни.

6. Согласны ли вы, что А. С. Пушкин – великий поэт?

7. Согласны ли вы, что современным людям нужно читать книги?

Приём «Согласны ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину;

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

После знакомства с текстом учебника провожу фронтальный опрос:

Что нового вы узнали, прочитав текст, главу учебника?

Что вас удивило? Что оказалось сложным? Давайте сформулируем тему урока.

Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.

II. Практическая демонстрация приемов.

Приемы работы с текстом: индивидуальные, в парах, групповые.

1. Группы работают 7-10 минут.

2. Учитель оказывает помощь участникам групп.

3. С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т. к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Моделировать работу групп можно различными способами. Например, предложить учащимся определить по названию, о чем данный текст. Представления о содержании в дальнейшем сопоставляются учениками с прочитанным текстом. Элемент предвосхищения позволяет обучающимся включиться в работу, способствует развитию творческого воображения с опорой на уже известные факты, помогает оформить устное высказывание и т. д.

1. Прием ««Пазлы» или «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем по развитию речи: “Текст”, “ Изложение”.

Текст разделён на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

2. «Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Задача этой формы - систематизация материала и установление причинно-следственных связей между элементами кластера.

В зависимости от цели урока можно организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. Это может быть уроки в 7 классе при изучении тем «Причастие», «Деепричастие», «Наречие».

Задание для групп: Составить текст.

На выполнение задания дается 6 мин.

Основные признаки текста

Мы употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Текст может быть представлен в устной или письменной форме.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чё ткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.

Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.

«Восстанови стихотворение»

Одним из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является восстановление текста стихотворения по памяти. Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний. Можно использовать при изучении темы «Имя прилагательное»

С добрым утром! (Назвать автора)

Задр. мали звёзды …

Задр. жало зеркало затона

Бре. жит свет на заводи …

И румянит се. ку небосклона.

Улыбнулись … берё. ки

Растр. пали … косы.

Ш. лестят … сере. ки

И горят … росы.

У плетня заро. шая крапива

Обрядилась … перламутром

И, качаясь» ше. чет ш. ловливо:

С … утром (С. Есенин)

Приём «Найди ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не получать готовое.

Комплексный анализ текста

Работа с текстом необходима для подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и литературы и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Работа с поэтическим и прозаическим текстами в группах

Завершив работу внутри группы, обучающиеся представляют результаты всему классу, отвечают на вопросы участников других групп.

Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.

К финалу занятия у обучающихся зафиксированы ответы на все задания: от каждой группы выступает ученик, обосновывая верный, на взгляд группы, ответ. Учитель не высказывает оценочных суждений, что побуждает обучающихся к самостоятельности в принятии решения. Если ответы группы оказываются неверными, то предлагается обсудить, почему ученики ошиблись, над чем следует поработать.

III. Подведение итогов урока

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

учить видеть, слышать и чувствовать текст;

пополнять речевую память учащегося;

обогащать словарный запас;

IV. Рефлексия

Сегодня на уроке я….

И в завершение хотелось бы сказать, что современный урок должен быть динамичным, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. И очень важно учителю поддерживать инициативу ученика и признавать приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Паузы на уроках немецкого языка Ухудшение здоровья детей — это угроза для общества и огромная проблема, с которой необходимо бороться не только родителям, но и учителям.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 22:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ильченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД