Надежда Даминова
Привлечение родителей в образовательный процесс с целью развития творческого потенциала каждого ребенка с раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
«Привлечение родителей к участию в образовательном процессе с целью развития творческого потенциала каждого ребенка с раннего возраста»
Содержание
I. Введение
-цель
-задачи.
II. Творческий потенциал ребенка
- личностный потенциал;
- факторы раскрытия потенциала ребенка;
III. Родители как участники развития детей.
Публикация «Привлечение родителей в образовательный процесс с целью развития творческого потенциала каждого ребенка с раннего возраста» размещена в разделах
IV. Взаимное сотрудничество с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса
- задачи совместного творчество педагогов, детей и родителей;
- формы взаимодействия с родителями для развития творческого потенциала ребенка;
V. Заключение.
VI. Литература.
Введение
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить развитие потенциала каждого ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Цель.
Установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога направленная на развитие потенциала детей.
Задачи
-привлечь семьи к участию в жизни детского сада.
-сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители.
-научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками.
Творческий потенциал ребенка
С самого раннего возраста любой ребенок начинает учиться быть собой и стремится к одобрению окружающих. И от этого и зависит: сможет ли он дальше развиваться и реализует ли он свой потенциал?
Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально. Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от взрослых людей: смогут ли они разглядеть те, или иные способности в ребенке, отнесутся ли они с пониманием к тому, что подарено ему природой. Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов началось с работ М. С. Кагана. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность и описывать ее пятью потенциалами : гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным потенциалами личности. На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, выработаны определение личностного потенциала ребенка.
Личностный потенциал
Личностный потенциал ребенка понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности. Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал.
Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека. Следующий компонент личностного потенциала ребенка - коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения. Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально. Четвертый компонент личностного потенциала ребенка - эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям. Пятый компонент личностного потенциала ребенка -мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности. «Мотивационно-ценностный потенциал является важнейшим компонентом личностного потенциала, наиболее тесно связан с нравственным потенциалом и составляет единый ценностно-нравственный компонент структуры личности». Раскрытие личностного потенциала - можно смело назвать одной из целей в жизни каждого человека. И педагогам, и родителям важно знать психологические условия и факторы развития личностного потенциала ребенка.
Факторы раскрытия потенциала ребенка.
На ранних стадиях отногенеза (новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст) существует три основных фактора, которые могут помочь раскрыть ребенку свое маленькое «я» : привязанность, принятие своей беспомощности и зрелость. Данная версия принадлежит Гордону Ньюфелду - человеку, который занимался клинической психологией и психологией развития, отцу пятерых детей. Он посвятил свою жизнь общению с детьми, и своим опытом делится, продолжая разрабатывать различные курсы для преподавателей и родителей. В своей теории привязанности Г. Ньюфелд доказывает, что ребенок нуждается во внимании взрослого человека без которого, развитие потенциала будет практически невозможной задачей. Г. Ньюфелд выделил ступень психологической зависимости в раннем возрасте привязанность через ощущения, желание походить на родителей у ребенка, чувство принадлежности и преданности.
Второй пункт концепции Г. Ньюфелда указывает на то, что каждый человек может быть уязвим. И это ощущение заставляет нас обороняться все больше и больше от неприятных ситуаций или источников боли. Поэтому необходимо не дать закрыться ребенку в себе. Ведь недоверие к миру не дадут ему развиваться и шагать вперед в будущем. Кроме того, сильная броня не дает человеку познавать свое внутреннее «я». Третий фактор, как ни странно, не зависит от взрослого человека напрямую. Как бы кто ни старался, но невозможно создать искусственного, иными словами, запрограммированного, идеального человека, в которого можно было бы заложить все свои пожелания и мысли. Любой ребенок должен совершать свои собственные ошибки. И не всегда его действия будут нравиться его воспитателям и учителям, но зато это будут его шаги во взрослую жизнь. Только так он может стать зрелой личностью. Задача же взрослого человека, состоит в том, чтобы обеспечить ребенка заботой, уютом поддержкой, а также не дать ему замкнуться в себе. Из этого следует, что третий фактор – является основным, и именно из него вытекают предыдущие два. Как мы уже выяснили, ребенку необходима помощь в развитии своего личностного потенциала. На ранних стадиях развития эту помощь могут и должны оказывать родители.
Родители как участники развития детей
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени
потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями. На наш взгляд, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого
сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребенке, о том что происходило с ним в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и может не быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом. Нынешние родители уже уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, когда «все для всех всегда поровну, а в результате кто смел, тот и съел». Тверже становится в людях убежденность в значимости собственной личности, все большее число молодых проникается пониманием важности собственной активности, ответственности за качество своей жизни. Это внутренняя, личностная составляющая. Вместе с тем, все больше меняется детский сад как социальное явление из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым, подверженным существенным переменам и по этому уязвимым. Выберут не выберут конкретный детский сад родители это только один из признаков таких перемен, но едва ли не самый насущный. Как выберут, кто выберет от этого зависит не только быть ли детскому саду, но и то, каким ему быть. Конечно, всегда были и будут семьи, которые не выбирают, просто ведут дошкольников в тот детский сад, что под окнами. Но есть и такие, кто именно выбирает и готов преодолевать достаточные расстояния, нести дополнительные материальные затраты, чтобы реализовать свои представления, и подобных родителей становится все больше. Именно они будут задавать вопросы себе и педагогам о качестве детсадовской жизни ребенка.
Взаимное сотрудничество с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса
Важно осознать необходимость тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Педагоги должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями. И должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. В воспитании детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное, всестороннее воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Важным условием является установление доверия между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт устанавливается с родителями в самом начале общения, в моем случае с первой ранней группы. Не все родители с первых дне открыто идут на контакт. Сплочённость родителей группы возникает не сразу. Родители позже проявляют заинтересованность к жизни в детском коллективе в детском саду. Каждый, старается обеспокоиться только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его, а потом только успехами.
Наблюдая за детьми из опыта работы многие дети дошкольного возраста замкнуты, и раскрываются в общении с детьми и педагогами только тогда, когда говорят о своей семье. И в процессе совместной деятельности педагогов с детьми видно, что дети предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности. Известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс помогает всесторонне развиваться ребёнку. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение. Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка : видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание, понимание, доброта, чуткость). Успех взаимодействия педагогов и родителей напрямую связан с активной позицией самих педагогов, с их желанием или нежеланием чему-то научится, измениться.
Для вовлечения родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей.
Я решала следующие задачи.
-установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
-создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
-способствование творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);
-развитие у детей коммуникативных навыков,
-формирование уважительных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.
Формы взаимодействия с родителями для развития творческого потенциала ребенка :
- изготовления совместных с детьми поделок, дидактических игр для пополнения сенсорной зоны в соответствии с комплексно-тематическим планированием,
- участие в различных конкурсах, проводимых в детском саду.
- конкурсы на городском, областном, всероссийском уровне.
- совместное участие в акциях по экологии, по безопасности на дороге, дома.
Удивляет фантазия родителей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой будут вносить все больше своего личного трудового участия и гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями.
Заключение
Уже сейчас можно сказать, что работа по развитию творческого потенциала каждого ребенка в образовательном учреждении набирает ход. Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, устанавливается атмосфера взаимоуважения. Родители проявляют искренний интерес к жизни детского сада, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сближает педагогов и родителей, родителей и детей. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Список литературы
Электронный ресурс
Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. : Логос, 2010.
Электронный ресурс
Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития :
методическое руководство для работников ДОУ. – М. : Сфера, 2001. Электронный ресурс
Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
Электронный ресурс
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ : методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
Электронный ресурс
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. – М. : Сфера, 2005 год
Электронный ресурс
Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Айрис-Пресс, 2006 г.
Электронный ресурс
Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
Электронный ресурс
Смирнова Т. А. Развитие личностного потенциала ребенка