Прасковья Королева
Привлечение родителей к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Привлечение родителей к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ
Федеральные государственные образовательные стандарты к основной образовательной программе дошкольного образования предусматривают создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в ДОУ условий для укрепления и сохранения здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья детей. Отдельной областью в образовательной программе ДОУ выделяется область «Физическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основ культуры через решение следующих задач: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно – гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Коллектив нашего детского сада решает данные задачи не только в образовательной области «Физическое развитие», но при решении других образовательных областей. В связи с этим актуальной становиться тема «Здоровьесберегающие технологи в ДОУ». Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Публикация «Привлечение родителей к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ» размещена в разделах
Педагоги в своей работе используют следующие здоровьесберегающие технологии :
- динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин по мере утомленности детей,- они могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики; - подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия на прогулке, в групповой комнате; - гимнастика пальчиковая – с младшего возраста, проводиться в любое удобное время; - гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин; - дыхательная гимнастика в различных формах физкультурно – оздоровительной работы; - динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна; В Законе РФ «Об образовании (п. 1 ст. 44)» говорится, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Важное значение в работе по формированию представлений о ЗОЖ придается повышению уровня валеологической культуры семей посредством проведения просветительской работы с родителями. В системе работы с родителями ставятся следующие задачи:
1. Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.
2. Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.
3. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
4. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников осуществляется в разнообразных формах.
Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с родителями :
1. Дни открытых дверей для просмотра родителями физкультурно-оздоровительной работы проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, утренних, бодрящих гимнастик (после сна, дыхательных упражнений, артикуляционной и пальчиковой гимнастики и т. п. ;
2. Совместные с родителями спортивные праздники и досуги;
3. Дни здоровья;
5. Родительские собрания;
6. Индивидуальные беседы и консультации;
7. Тренинги
8. Анкетирование.
9. Наглядная информация;
Центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, является создание родительского клуба «Растим здорового ребенка», как объединения людей по интересам. В данном случае – объединение во имя решения центральной проблемы - воспитания здорового ребенка.
Для повышения уровня знаний о здоровье и ЗОЖ в методическом кабинете детского сада создана подборка литературы и материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.
Например, для систематизации знаний родителей о ЗОЖ, углублении знаний о современных подходах к решению проблемы проводились консультации: «Что такое здоровый образ жизни», «Особенности формирования здорового образа жизни в деревне», «Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ», «ЗОЖ в содержании занятий по ознакомлению с окружающим миром», «Дидактические игры в формировании элементарных представлений о ЗОЖ», «Психологический комфорт в детском саду и дома», и др.
Обмену информацией между педагогами и родителями, поиску соглашения в виде общего мнения или решения, а также активизации работы педагогов с родителями способствовали семинары «Режимные моменты и ЗОЖ», «Игрушка с точки зрения здоровья ребенка», семинар-практикум по организации проектной деятельности : «Растем здоровыми». Расширению знаний педагогов и родителей с учетом современных условий помогает самообразование по данной теме, обсуждение, тренинги, беседы.
День открытых дверей является одной из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Целью проведения данного мероприятия является установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.
В нашем саду День открытых дверей проводится один раз в год. Информацию о проведении Дня открытых дверей мы заблаговременно сообщаем родителям через объявления на стенде при входе на территорию детского сада.
Поступление ребенка в детский сад является важным событием, как для родителей, так и для сотрудников ДОУ. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива дошкольного учреждения. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.
Составлен план проведения мероприятия, оформлена наглядная информация для родителей. Оформлен стенд о правах и обязанностях родителей.
В первые дни пребывания ребенка в ДОУ, родители принимают участие и в проведении утренней гимнастики, дети лучше чувствуют себя и быстрее у них проходит адаптация.
Проводятся экскурсия по саду с посещением групп, спортивного, музыкального зала, музея. Родители видят работу педагогов с детьми, организованную образовательную деятельность с детьми, наблюдают за разными видами деятельности детей, оздоровительными процедурами и питанием. В процессе экскурсии с родителями беседуют : медицинский работник, музыкальный руководитель, воспитатели, которые консультируют их по возникающим вопросам. День открытых дверей в ДОУ – мероприятие, которое позволяет родителям получить информацию об условиях содержания детей в детском саду, организации режима дня и питания.
Особое внимание уделяется знакомству родителей с медицинским персоналом и со всеми сотрудниками группы, в которую будет ходить ребенок.
Родители посещают выставку игрушек, пособий, поделок, изготовленных детьми совместно с родителями, педагогами.
Проведение Дня открытых дверей позволяет нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности.
Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, полностью зависит от взрослых, и они несут ответственность за счастье и здоровье детей. В ДОУ создано здоровьесберегающее пространство. Для проведения занятий имеется физкультурный зал и спортивная площадка, при помощи родителей изготовлено нестандартное спортивное оборудование, используемое для поведения занятий и подвижных игр. В физкультурном зале имеются маты, мячи, мячи – прыгуны, массажные мячики, обручи, канаты, подвесная лесенка, шведская стенка, сухой бассейн. На участке размещены: горка, шведская стенка, дуги для лазания, бревно для равновесия, прыжковая яма, «дорожка здоровья», дорожка для бега, «кочки».
Опыт организаций физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях. В программу включаются физические упражнения, игры с элементами спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздник к детям приглашаются бывшие воспитанники дошкольного учреждения, а активными его участниками являются родители. Интересно проходят летние и зимние физкультурные праздники, под девизами: «Будем спортом заниматься», «Мы мороза не боимся», «Праздник Нептуна». В форме занимательного сюжета с детьми проводятся разнообразные упражнения и игры. Совместные праздники являются важной организационной формой работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению эмоционального настроя и закаленности. Участие в праздниках родителей и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Совместная деятельность, игры, красочное оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки, торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их творчество. Воспитатели привлекают детей и родителей к изготовлению различных поделок, для украшения спортивной площадки и спортивного зала, расчистки территории, прокладывания лыжни, разметки беговых дорожек, мест для игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие получают задания, соответствующие их подготовленности. Вследствие такой разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи воспитания. Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к окружающему. Праздники помогают донести до осознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни. Воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.
Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках содействует пропаганде физической культуре и спорта и является одной из форм работы коллектива дошкольного учреждения с родителями. Подготовка к спортивному празднику начинается с составления программы. Организация совместной работы с родителями : распределение обязанностей среди родителей; создание команды из числа родителей, участвующих в празднике; проведение консультации; подготовка места для организации соревнований, спортивной одежды и костюмов для выступлений, праздничного сюрприза и плакатов; участие в художественном оформлении, утверждении сценария и реализации программы праздника; фотографирование детей. Подготовка спортивной площадки: создание условий для выступления детей, организации игр, соревнований, работы судейской бригады (из числа родителей); обеспечение травмобезопастности оборудования; проверка санитарного состояния площадки; оформление выставки, раскрывающей достижения воспитанников.
В сентября 2017 года в нашем детском саду прошел ставший уже традиционным День Здоровья. В течение всего дня проводились мероприятия, направленные на укрепление и расширение знаний детей о собственном теле, представлений детей о здоровом образе жизни. Кроме спортивных соревнований и игр воспитатели провели беседы валеологического характера на темы: «Зачем нужны полезные привычки» (старшая группа, «В здоровом теле – здоровый дух» (средняя группа, просмотр мультфильмов, чтение литературных произведений имеющих отношение к теме здоровья.
Дети совместно с взрослыми соревновались в быстроте, ловкости, меткости, участвовали в спортивных играх, направленных на внимание и точность выполнения команд. Дети и взрослые получили заряд бодрости и хорошего настроения.
В ДОУ проводиться закаливание детей. Из всех форм закаливания для своих детей мы выбрали несколько: - нахождение в групповой комнате в облегченной форме одежды в течение дня; - проведение утренней гимнастике на свежем воздухе в теплое время года; - хождение по «дорожке здоровья» в летнее время; - сон в летнее время с доступом свежего воздуха; - прогулки на воздухе, а летом, когда температура воздуха достигает 20-25 гр, вся жизнь детей переноситься на участок.
По теме ОБЖ в группах ведется работа с родителями в разных формах : анкетирование, рекомендации, индивидуальные беседы по ОБЖ (обувь, опасные предмете в саду и дома, таблетки-лекарства и т. д.)
В группе оформлена папка-передвижка со сменным материалом по ОБЖ («Безопасность на улице зимой», «Пожарная безопасность», «Воспитание безопасного поведения в быту» и т. д.). Осуществляется связь ОБЖ во всех режимных моментах и во всех видах деятельности. Также в группах в период с 2006 года по настоящее время ведется работа по детскому словотворчеству по различным рубрикам, среди них присутствуют темы ОБЖ. Что бы ребенку было проще понять, как поступить в какой-то ситуации, и усвоить предлагаемый ему материал, в группе есть дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Пожароопасные предметы», «Опасно - неопасно», «Хорошо - плохо», «Съедобно – несъдобно», «Законы улиц и дорог», «Можно - нельзя», «Лото - осторожностей», «Первая помощь» и другие. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, ситуациях сложно, а тем более ребенку. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые детям будут понятны и доступны к выполнению, ведь от этого зависит их здоровье и их безопасность. Вот почему тема нашего опыта работы звучит так: «Дидактические игры по ОБЖ – как одна из форм здоровьесберегающего воспитания дошкольников». Начинаем свою работу по этому направлению с бесед с детьми, дискуссий, предлагаем детям решить различные ситуации (например, «Как бы ты поступил…», «Что делать, если?»). При беседах с детьми основным ориентиром для нас был учет жизненного опыта детей, особенности их поведения, чему ребенок отдавал предпочтение. После бесед с детьми, мы выделили те направления, по которым необходимо проводить специальное обучение, в этом нам помогает программа по ОБЖ О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. На ее основе было разработано перспективное планирование по ОБЖ по направлениям, выбранным в результате предварительных бесед с детьми и с учетом выявленных знаний детей. Направление работы: «Ребенок и другие лица» (опасные ситуации с незнакомыми людьми, «Ребенок на улицах города» (ПДД, правила поведения в транспорте, «Ребенок дома» ( бытовые опасные ситуации: пожар, окно, балкон, «Эмоциональное благополучие ребенка» (конфликты и ссоры между детьми и родителями)
Регулярно 1 раз в квартал проводятся педагогические совещания, на которых выявляются причины заболеваемости детей. В системе проводятся проветривание групп, обработка дезсредствами во время эпидемии гриппа и ОРВИ. На уровень заболеваемости детей в ДОУ большое влияние оказывает общее состояние здоровья детей, которое определяется по группам здоровья. Воспитатели совместно с медработниками ФАП проводят оценку физического развития детей с определением групп здоровья. В ДОУ воспитываются дети следующих групп здоровья : 1 группа –17 воспитанников; 2 группа - 15 воспитанников; 3 группа – 1 воспитанник. Учитывая имеющиеся данные, были определены основные направления воспитательно – оздоровительной работы с детьми : - постоянный контроль оценки здоровья детей; - охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка, наблюдение и изучение эмоционального состояния детей, психологическое просвещение педагогического коллектива, индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, разработка рекомендаций; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка: индивидуальная работа с детьми; - воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни : - обеспечение сбалансированного питания. Для этого в каждой группе составлен план оздоровительной работы. Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие двигательной активности детей, благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. Результатом оздоровительной работы в ДОУ является низкая заболеваемость детей. Заболеваемость в днях на 1 ребенка составила: - 9,3 дн
Большая работа проводится по профилактике травматизма: - в приемных комнатах для родителей вывешены Уголки безопасности; - на родительских собраниях рассматриваются вопросы профилактики травматизма. – проводим работу по сохранению и укреплению материальной базы ДОУ, что также способствует охране жизни и укрепления здоровья детей. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса прописывается в планах мероприятий на календарный год: по пожарной безопасности, по защите от проявлений терроризма, и т. д. издаются приказы, работают комиссии по охране труда и по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которая периодически проводит рейды, осмотры и оформляются акты по результатам проверок.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, педагогами.