Лучший педагог года

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята — молодые защитники природы»

Светлана Воробьева
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята — молодые защитники природы»

Описание опыта работы по теме «Экология для дошколят»

1. Актуальность темы:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, стал новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - молодые защитники природы» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

2. Цель проекта: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

3. Задачи проекта:

• Создать условия для формирования у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.

• Расширять представления детей об окружающей их природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.

• Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы - дети Земли» - часть природы.

• Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.

• Расширять общий кругозор детей, развивать их творческие способности.

• Способствовать развитию у детей внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.

• Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.

4. Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:

Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В рамках реализации проекта предусматривается разносторонняя деятельность в группе. В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, использовала разнообразные формы и методы работы.

1. Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр (Упражнение «Доброе животное», Дидактические игры:

«Кто где живет?», «Угадай, чей след?», «Что где растет?», «Найди и назови пару», «Поймай птицу», «Деревья и листья»)

2. Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;

3. Подбор и разработка консультаций для родителей.

4. Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;

5. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Знатоки природы»

6. Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на окне», наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»

7. Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.

8. Экспериментирование.

5. Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, являются природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.

Природоохранные акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды.

Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин: формирование активной жизненной позиции, трансформация знаний в отношение, включенность всех членов образовательной деятельности: педагоги, дети, и их родители.

Необходимым условием успешности акций является соблюдение определенных требований:

в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск

акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых

Мною определена структура природоохранных акций, которая включает в себя компоненты: (подготовительный, познавательно-исследовательский, практический, пропагандистский).

Подготовительный — направлен на погружение детей в проблему темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера. На данном этапе использую разные формы и методы работы с детьми: беседы-рассуждения, моделирование определенных экологических ситуаций с последующим их решением, экскурсии, наблюдения и т. д. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками дети приходят к осознанию того, чтобы сохранить природу надо совершать природоохранную деятельность и привлекать к этому других.

Познавательно-исследовательский — направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов. Работа строится с использованием разных видов детской деятельности: опытно-экспериментальной, художественно-речевой, игровой деятельности. Следует отметить, что дети без особого труда определяют простые экологические проблемы и находят способы их решения. Работая совместно, они учатся принимать чужую точку зрения, мыслить критически

Практический — направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе. Он предусматривает использование разных видов и форм организации трудовой деятельности дошкольников, цель которой заключается в сохранении объектов природы, в создании необходимых условий для их жизни. На этом этапе они сами придумывают, какие трудовые действия можно совершить в рамках той или иной акции.

Пропагандистский- направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционального интереса. На пропагандистском этапе старшие дошкольники занимались пропагандистской деятельностью среди сверстников, младших дошкольников и взрослых.

На основе структуры мы определили алгоритм реализации природоохранных акций:

цель (каждая акция имеет свою цель);

задачи (выполняются общие и конкретные);

объект (на что направлено – птицы, деревья);

участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители).

При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:

а) осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.

б) безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло на берегу реки или возле автобусной остановки.

в) разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.

г) системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.

д) гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.

Я думаю, вы согласитесь, что дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам и событиям.

Хочется отметить, что в процессе подготовки и проведения акций, дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически, а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной.

Акции у нас проходят под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»

Необходимым атрибутом наглядной агитацией являются: листовки, буклеты, памятки, плакаты. Тематика их разнообразна и всегда совпадает с яркими событиями сезонов, приурочена к знаменательным событиям.

Традиционными для нашего учреждения стали акции:

«Посади дерево» в рамках единого дня посадки деревьев.

Для личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные, красивые, всегда цветущие клумбы, деревья, воспитанники получают не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками.

«Каждой пичужке — своя избушка», «Покормите птиц зимой»

Акция проводилась в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции организовано экологической исследование «Птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Во взаимодействии с родителями изготовлено и развешано 10 скворечников, 15 кормушек. В ходе акции ребята сделали вывод: все вместе они делают хорошее дело — помогают выжить птицам в самое трудное время года!

В рамках акции «День Земли» проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера. Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру.

Акция Всероссийский экологический субботник “Зеленая Россия!” способствует развитию экологической культуры и бережного отношения к природе под девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». Акция сплачивает детей и взрослых, воспитывает у дошкольников трудолюбие и гордость за свою работу.

Акция «Цветами улыбается земля!», ориентированная на эколого-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. В рамках акции детьми, педагогами и родителями выращивается рассада овощей и цветов, организуются трудовые десанты, творческие мастерские по благоустройству территории под девизом «Участок летних радостей вместе создаём».

В июне провели акции «Всемирный день океанов», «День солнца». Это расширяет знания детей и поддерживает интерес к изучению многообразия природы.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что природоохранные акции являются эффективной формой экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают значительную динамику основ экологических знаний. И сегодня, мы можем отметить положительные результаты: участвуя в акциях, наши воспитанники приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Хочется отметить, что природоохранные акции оказывают большое воспитательное воздействие не только на детей, но меняется отношение к природе и самих родителей. Надеемся, призыв наших акций запомнит каждый родитель и ребенок: «Мы создаем традицию добра!». Только в руках каждого из нас — будущее нашей прекрасной планеты!

Структура презентации.

Направления (содержание) (в соответствии с задачами) Технологии (в соответствии с содержанием) Результат (в соответствии с задачами)

Цель Экологическое воспитание детей дошкольного возраста • Непосредственный контакт с природным объектом Ориентировка (сбор информации)

• Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого Достигнут

Задача 1 Показать роль воды для всего живого. Формировать бережное обращение с природными ресурсами Проектная деятельность:

«Волшебница вода»

НОД

«Путешествие капельки воды».

Работа в центрах активности Победа в региональном конкурсе май 2023.

Достигнут

Задача 2 Воспитывать чувство осознания человека, как части природы Долгосрочный проект:

«Экология начинается со здоровья», «Здоровое питание». Обучающие фильмы по правилам поведения человека в природе

Проект: «Любовь к дереву», «Планета улыбается цветами», «Посади цветок», «Юные защитники природы» - создание природоохранного знака Достигнут

Задача 3 Формировать заботливое отношение к природе

Акции:

«День Солнца», «Покормите птиц», «Всемирный день одуванчиков», «Всемирный день океанов Достигнут

Публикации по теме:

«Эколята-дошколята — молодые защитники природы». Фотоотчёт«Эколята-дошколята — молодые защитники природы». Фотоотчёт С целью развития познавательного интереса и экологического воспитания прошло интегрированное занятие "Эколята-дошколята" в группе компенсирующей.

Фотоотчет об уроке в ДОУ «Эколята — молодые защитники природы»Фотоотчет об уроке в ДОУ «Эколята — молодые защитники природы» 25 ноября 2021 года я провела всероссийский урок "Эколята - молодые защитники природы". В рамках этого мероприятия мы провели беседу о защите.

Фотоотчет «Эколята — молодые защитники природы»Фотоотчет «Эколята — молодые защитники природы» "Эколята - молодые защитники природы" В рамках Всероссийского урока "Эколята - молодые защитники природы" в подготовительной группе МБДОУ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята — молодые защитники природы»
Опубликовано: 28 августа 2024 в 13:20
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята — молодые защитники природы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Воробьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.

25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД