Светлана Воробьева
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята — молодые защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по теме «Экология для дошколят»
1. Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, стал новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - молодые защитники природы» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
2. Цель проекта : Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
3. Задачи проекта :
• Создать условия для формирования у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, бережного отношения к природе посредством расширения представлений об окружающем мире.
• Расширять представления детей об окружающей их природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
• Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. Формировать новое экологическое мышление «Мы - дети Земли» - часть природы.
• Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
• Расширять общий кругозор детей, развивать их творческие способности.
• Способствовать развитию у детей внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.
• Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.
4. Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:
Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
В рамках реализации проекта предусматривается разносторонняя деятельность в группе. В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, использовала разнообразные формы и методы работы.
1. Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр (Упражнение «Доброе животное», Дидактические игры:
«Кто где живет?», «Угадай, чей след?», «Что где растет?», «Найди и назови пару», «Поймай птицу», «Деревья и листья»)
2. Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;
3. Подбор и разработка консультаций для родителей.
4. Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;
5. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему «Знатоки природы»
6. Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на окне», наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»
7. Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.
8. Экспериментирование.
5. Одной из эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста, на наш взгляд, являются природоохранные акции — это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.
Природоохранные акции – это ценностно-ориентированный метод, дающий ребенку раскрыть «тайны природы» и самостоятельно, творчески демонстрировать свое отношение к ней, через интеграцию разных видов деятельности. Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин: формирование активной жизненной позиции, трансформация знаний в отношение, включенность всех членов образовательной деятельности: педагоги, дети, и их родители.
Необходимым условием успешности акций является соблюдение определенных требований:
в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск
акции – это «игра-всерьез», результаты акции значимы для детей и взрослых
Мною определена структура природоохранных акций, которая включает в себя компоненты: (подготовительный, познавательно-исследовательский, практический, пропагандистский).
Подготовительный — направлен на погружение детей в проблему темы данной акции, с дальнейшим обозначением комплекса мероприятий и прогнозированием практической деятельности природоохранного характера. На данном этапе использую разные формы и методы работы с детьми: беседы-рассуждения, моделирование определенных экологических ситуаций с последующим их решением, экскурсии, наблюдения и т. д. В процессе взаимодействия с педагогами и сверстниками дети приходят к осознанию того, чтобы сохранить природу надо совершать природоохранную деятельность и привлекать к этому других.
Познавательно-исследовательский — направлен на формирование у детей умений определять простые экологические проблемы и находить способы их решения путем использования исследовательских методов и приемов. Работа строится с использованием разных видов детской деятельности: опытно-экспериментальной, художественно-речевой, игровой деятельности. Следует отметить, что дети без особого труда определяют простые экологические проблемы и находят способы их решения. Работая совместно, они учатся принимать чужую точку зрения, мыслить критически
Практический — направлен на формирование умений и навыков природоохранной деятельности детей, применение основ экологических знаний в природоохранной деятельности, соблюдение правил поведения в природе. Он предусматривает использование разных видов и форм организации трудовой деятельности дошкольников, цель которой заключается в сохранении объектов природы, в создании необходимых условий для их жизни. На этом этапе они сами придумывают, какие трудовые действия можно совершить в рамках той или иной акции.
Пропагандистский- направлен на пропаганду экологических знаний, на воспитание устойчивого, эмоционального интереса. На пропагандистском этапе старшие дошкольники занимались пропагандистской деятельностью среди сверстников, младших дошкольников и взрослых.
На основе структуры мы определили алгоритм реализации природоохранных акций :
цель (каждая акция имеет свою цель);
задачи (выполняются общие и конкретные);
объект (на что направлено – птицы, деревья);
участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители).
При организации экологических акций мы стараемся придерживаться следующих принципов:
а) осмысленность. Нужно, чтобы все участники понимали, что именно и зачем они делают. Участники акции должны быть настроены на удовольствие от совместного дела, а не на получение лучшего места в рейтинге.
б) безопасность. Нельзя, например, убирать битое стекло на берегу реки или возле автобусной остановки.
в) разумность. Если акция связана с уборкой берега водоёма, то не стоит переносить мусор из одной кучи в другую, изменяя лишь место её расположения. Если идёт сбор батареек, нужно знать, куда их потом можно отправить.
г) системность. Последовательность – обязательная черта акций. Одноразовой акцией многого не достигнешь.
д) гласность. Акция должна найти отклик. Дошкольникам крайне важно знать, что их идеи и результаты работы одобрены окружающими.
Я думаю, вы согласитесь, что дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам и событиям.
Хочется отметить, что в процессе подготовки и проведения акций, дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически, а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей — это делает такую форму работы особенно ценной.
Акции у нас проходят под девизом «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
Необходимым атрибутом наглядной агитацией являются: листовки, буклеты, памятки, плакаты. Тематика их разнообразна и всегда совпадает с яркими событиями сезонов, приурочена к знаменательным событиям.
Традиционными для нашего учреждения стали акции:
«Посади дерево» в рамках единого дня посадки деревьев.
Для личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные, красивые, всегда цветущие клумбы, деревья, воспитанники получают не только положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками.
«Каждой пичужке — своя избушка», «Покормите птиц зимой»
Акция проводилась в целях формирования экологической культуры дошкольников, воспитания гуманного отношения детей и взрослых к зимующим птицам нашего края. В рамках проведения акции организовано экологической исследование «Птицы нашего края», в процессе которого дети уточняют представления о перелетных и зимующих птицах, собирают информацию о зимующих птицах нашего края. Во взаимодействии с родителями изготовлено и развешано 10 скворечников, 15 кормушек. В ходе акции ребята сделали вывод: все вместе они делают хорошее дело — помогают выжить птицам в самое трудное время года!
В рамках акции «День Земли» проходят интересные мероприятия: КВН «Юный любитель природы», конкурс детских рисунков «Моя Земля», познавательные литературные тематические вечера. Целью данных мероприятий является воспитание нравственных чувств, эмоционально-положительного, ценностного отношения детей к природе, окружающему миру.
Акция Всероссийский экологический субботник “Зеленая Россия!” способствует развитию экологической культуры и бережного отношения к природе под девизом : «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!». Акция сплачивает детей и взрослых, воспитывает у дошкольников трудолюбие и гордость за свою работу.
Акция «Цветами улыбается земля!», ориентированная на эколого-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников. В рамках акции детьми, педагогами и родителями выращивается рассада овощей и цветов, организуются трудовые десанты, творческие мастерские по благоустройству территории под девизом «Участок летних радостей вместе создаём».
В июне провели акции «Всемирный день океанов», «День солнца». Это расширяет знания детей и поддерживает интерес к изучению многообразия природы.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что природоохранные акции являются эффективной формой экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают значительную динамику основ экологических знаний. И сегодня, мы можем отметить положительные результаты: участвуя в акциях, наши воспитанники приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Хочется отметить, что природоохранные акции оказывают большое воспитательное воздействие не только на детей, но меняется отношение к природе и самих родителей. Надеемся, призыв наших акций запомнит каждый родитель и ребенок: «Мы создаем традицию добра!». Только в руках каждого из нас — будущее нашей прекрасной планеты!
Структура презентации.
Направления (содержание) (в соответствии с задачами) Технологии (в соответствии с содержанием) Результат (в соответствии с задачами)
Цель Экологическое воспитание детей дошкольного возраста • Непосредственный контакт с природным объектом Ориентировка (сбор информации)
• Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого Достигнут
Задача 1 Показать роль воды для всего живого. Формировать бережное обращение с природными ресурсами Проектная деятельность :
«Волшебница вода»
НОД
«Путешествие капельки воды».
Работа в центрах активности Победа в региональном конкурсе май 2023.
Достигнут
Задача 2 Воспитывать чувство осознания человека, как части природы Долгосрочный проект :
«Экология начинается со здоровья», «Здоровое питание». Обучающие фильмы по правилам поведения человека в природе
Проект : «Любовь к дереву», «Планета улыбается цветами», «Посади цветок», «Юные защитники природы» - создание природоохранного знака Достигнут
Задача 3 Формировать заботливое отношение к природе
Акции:
«День Солнца», «Покормите птиц», «Всемирный день одуванчиков», «Всемирный день океанов Достигнут