Галина Тукачёва
Конспект занятия «Природный материал — песок, глина, камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла не с пустыми руками, а с волшебным сундучком. Хотите узнать, что внутри? Тогда, вам надо отгадать загадки.
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы угадайте.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть (песок)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу (глина)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
В сережках у мамы огнем он горит,
Темочки:
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Конспекты занятий
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Поделки из природного материала
- Природный материал. Конспекты
- Темочки
В пыли на дороге ненужный лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать,
Тяжелым, большим, одному не поднять.
Кто дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель открывает коробку в ней стакан с песком, глиной, камнями.
Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и камни.
Воспитатель: На что похожи наши столы?
Ответы детей: На лабораторию.
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем проводить эксперименты, в лабораторию можно входить только в фартуках, поэтому наденем фартуки и вспомним, как надо вести себя в лаборатории?
Ответы детей: Не кричать, не сорить, не толкаться, работать осторожно.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, давайте сравним материалы, которые находятся на столе: песок, глину и камни, и определим их свойства.
Воспитатель: Ребята, у вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?
Ответы детей: Из зернышек-песчинок.
Воспитатель: Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?
Ответы детей: Разные.
Воспитатель: Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга.
Воспитатель: Ребята, возьмите стаканчик с песком в одну руку и пересыпьте половину песка в пустой стаканчик.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Легко ли он сыплется?
Ответы детей: Легко.
Воспитатель: Песок-это сыпучий природный материал.
Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в один стаканчик с песком.
Дети выполняют.
Воспитатель: Что происходит с песком, в который налили воду?
Ответы детей: Песок намок.
Воспитатель: Песок дружит с водой. Он легко впитывает и пропускает воду.
Воспитатель: Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую – с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?
Ответы детей: Потому что в стаканчике с влажным песком – вода.
Воспитатель: Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном – вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.
Воспитатель: Подойдите к чашке с песком.
Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.
Воспитатель: Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?
Ответы детей: Потому что песок сыплется.
Воспитатель: Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий. Что произойдет с шариком, когда он высохнет?
Ответы детей: Шарик рассыплется.
Воспитатель: Нужен ли песок людям?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Правильно. Песок – это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.
Демонстрация изображения с песком
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочек дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на месте сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 8 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
Воспитатель: Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?
Ответы детей: Белая, красная, черная.
Воспитатель: Глина бывает разного цвета.
Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?
Ответы детей: В стаканчик с песком.
Воспитатель: Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.
Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?
Ответы детей: Глина стала липкой.
Воспитатель: Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.
Слепите из влажной глины шарики.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что произойдет с шариками когда они высохнут?
Ответы детей: Станет твердым.
Воспитатель: Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется.
Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?
Ответы детей: Нет
Воспитатель: На что похожа глина?
Ответы детей: На пластилин.
Воспитатель: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.
Демонстрация изображения с глиной.
Воспитатель: А сейчас, мы дадим отдохнуть нашим пальчикам.
Пальчиковая игра «Песок» :
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.
Коля лепит колобок, - имитация лепки.
А Иринка теремок - сделать «крышу» из рук.
Люба лепит разных рыб, - имитация движения рыб.
Ну а Вера – белый гриб - сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой второй.
Воспитатель: Что вы знаете о камнях?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.
Воспитатель: Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?
Ответы детей: Трещины.
Воспитатель: На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки. Какая бывает поверхность камней?
Ответы детей: Гладкая, шершавая.
Воспитатель: Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами.
Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Каковы издаваемые звуки?
Ответы детей: Звонкие и нет.
Воспитатель: Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами. Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Камень- твердый материал. Где используют камень?
Ответы детей: В строительстве.
Воспитатель: Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.
Демонстрация изображения с камнями
Воспитатель: а сейчас мы с вами проверим, что лучше пропускает воду. Берем стаканы, помещаем на них воронки, отверстия которых мы заложим поролоном и заполним воронки разным материалом : мелкими камешками, песком, глиной. Наливаем в каждую воронку воду. В какой из бутылок вода исчезнет быстрее? Почему? Вывод: Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем – сквозь песок. Глина же не пускает воду : ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю использовать песок в нашем творчестве. Но песок тут не простой, он цветной. Ребята, а какой праздник был вчера?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, день космонавтики. Давайте раскрасим вот эти ракеты в разные цвета, при помощи клея и песка.
Дети выполняют аппликацию.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей). А что делать вам понравилось больше всего сегодня? (Ответы детей)