Ирина Безверхова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
1. Презентация «Природная зона : «Тундра»
2. Подготовительная группа, 6-7 лет.
3. Цель презентации:
дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день, о животном и растительном мире;
Задачи:
1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры.
2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Природная зона „Тундра“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природные зоны Земли
- Тундра. Природная зона
- Темочки
3. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
4. Воспитывать уважительное отношение к людям тундры и бережное отношение к её природе.
5. Расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга, полярная ночь.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей
1. Это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
2. Это разнообразный иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
5. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с тундрой, тема: «Необычное путешествие в тундру»
Цель:
Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Материал:
Презентация «Тундра»; по 2 ёмкости с землё й на каждую пару детей: в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды на каждую пару детей; палочки-лопаточки (стеки); настольная лампа; листы белой и чёрной бумаги; оборудование к опыту: лепёшки из теста, 2 предмета с разной площадью опоры, одинаковый груз; микрофон для интервью; карта со схемой- маршрутом оленеводческих бригад к летним пастбищам; схема, показывающая растительность тундры в условиях вечной мерзлоты.
Ход занятия:
I часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они как журналисты, будут брать у вас интервью и задавать вопросы о тундре.
Вопрос первого журналиста:
Ребята, расскажите, какая она, тундра? (Ответы детей).
Воспитатель:
Давайте с помощью игры «Японская машинка» расскажем журналистам о тундре.
Игра «Японская машинка»
Дети стоят в кругу. Первый игрок хлопает в ладоши, по коленям, щелкает пальцами левой руки и говорит: красивая, щелкает пальцем правой руки и говорит: тундра. Другой делает тоже самое, но говорит другое прилагательное, характеризующее тундру и т. д. Главное – не сбиваться с ритма и слова не повторять. Журналист оценивает ответы детей на его вопрос.
Воспитатель:
Вы уже многое знаете о тундре. Сегодня мы с вами отправляемся вместе с нашими гостями - журналистами в необычное путешествие по тундре. Мы будем не только рассказывать то, что знаем о тундре, будем делать выводы, доказывать свои знания и узнаем, что всё, что есть в природе тундры, связано между собой, все приспособилось к жизни в тундре. Но сначала давайте вспомним, на чём можно добраться в тундру? (Ответы детей).
Воспитатель:
На чём мы сегодня с вами отправимся вместе с гостями? (Выбор детей, обсуждение).
Воспитатель просит детей подойти к карте : «Поедем по одному из маршрутов оленеводческих бригад и доберёмся до этого места» (показ на карте).
Воспитатель:
Ну что, садимся вместе на вертолёт и полетели!
Все переходят в зал, где приготовлены столы, стулья, оборудование для опытов (экспериментальная площадка). В разных местах, удобных для детей, расположены иллюстрации с изображением тундры. В углу зала оформлен чум. Журналисты-воспитатели садятся на скамейку возле чума, дети садятся на стулья в ряд.
Воспитатель:
Вот мы и в тундре и начинаем изучать её.
II часть
Воспитатель показывает слайд 1-3.
Воспитатель:
Кого вы видите на иллюстрации? (Оленя).
Вопрос второго журналиста:
Почему в тундре могут жить олени?
Дети:
Потому, что есть еда, вода!
Воспитатель:
Что едят олени? (слайд 4-5)
Дети:
Растения: траву – пушицу, грибы, ягель, мох.
Воспитатель:
А растениям для жизни что необходимо?
Дети:
Свет, тепло, вода.
Воспитатель:
Выходит, что всё это есть в тундре. А почему большая часть тундры покрыта болотами? (Ответы детей, обобщения). (слайд 6-7)
Воспитатель:
Всё вы правильно сказали. Сейчас мы всё это докажем. Подойдите к нашей экспериментальной площадке, садитесь за столики. Сейчас вы станете молодыми учёными, которые будут изучать почву тундры. Проведём опыт. Он уже знаком вам, но его провела я. А теперь вы сами проведите опыт и сделайте вывод.
Опыт по изучению почвы с детьми подготовительной группы
Работа в парах: Вот две одинаковые ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. В каждый из горшков мы наливаем одинаковое количество воды из одинаковых ёмкостей.
- Что должно произойти? (Вода уйдёт в землю).
- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
- Наливаем во второй горшок. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Стекло.
Дети доказывают и делают вывод: в тундре вечная мерзлота. За зиму (долгую, холодную) земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой. Вывод: вода не может уходить глубоко в землю, ей мешает сильно промёрзшая земля – поэтому и болот в тундре много и почва очень сырая.
Дети возвращаются на свои места.
Вопрос третьего журналиста:
Как же в тундре растут деревья и растения? (слайд 8-10)
Ответы детей: рассматривание схемы, на которой изображена растительность тундры в условиях вечной мерзлоты, обобщения.
Вывод: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.
Воспитатель:
А сейчас ребята, будьте очень внимательны, будем устанавливать связи в природе тундры.
Если в тундре есть растения, а значит есть животные, которые ими питаются. Как вы думаете, это доказывает, что в природе всё связано? (Ответы детей, обобщения).
Какие животные есть в тундре, которые питаются растениями, корешками растений, стеблями, листьями (травоядные? (Олень, заяц, лемминг, мыши).
Воспитатель:
Сейчас мы установим ещё одну связь в природе. (слайд 11-12)
Есть растения, есть травоядные животные. А если есть травоядные животные, значит и есть хищники, которые ими питаются.
Какие хищников, которые охотятся на зайцев, леммингов, мышей? Хищники: волк, песец, полярная сова.
Если много леммингов летом и зимой, у полярной совы рождается много птенцов. Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.
Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось жить в условиях тундры.
Воспитатель:
А сейчас встанем и вспомним стихотворение о карликовой берёзе.
Вопрос пятого журналиста:
Какие насекомые есть в тундре? (Ответы детей).
Рассматриваем картинку, на которой изображены дед с внуком. (слайд 13-14)
Воспитатель:
Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).
А есть ли в тундре бабочки? Вспомните, какого они цвета? (Ответы детей).
Почему бабочки в тундре более тёмной окраски? Давайте проведём опыт.
Опыт с настольной лампой
Под луч настольной лампы кладётся белая и чёрная бумага. Какая бумага быстрее нагреется.
Вывод: в тундре солнечных дней мало, бабочка приспособилась брать как можно больше тепла с помощью тёмной окраски.
Воспитатель:
А сейчас встанем все в круг, будем свободно ходить, думать и вспоминать, что мы знаем об олене очень интересное.
(Иллюстрации «Олень плывёт», «Быки ездовые», «Важенка с детёнышем»).
Вопросы:
Почему олень может долго плыть в очень холодной воде? (Внутри ворсинок шерси оленя остаётся воздух).
С чем можно сравнить шерсть оленя? (Со спасательным кругом).
Кто, когда и как меняет рога? (Хора-бык, важенка, зимой и осенью).
Что в копытах задних есть? (Мешочек с жидкостью и этим они смазывают место, откуда растут рога, способствуя тем самым их росту).
Воспитатель:
Хотите понять, почему широкие копыта помогают оленю жить в тундре (слайд 15-17)
Опыт с лепёшками из теста и грузом
Из теста, приготовленного заранее, делают три одинаковые лепёшки толщиной 1-1,5см. Для опыта также понадобятся два предмета с разной площадью опоры. К одной из двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином прикрепить 4 остро отточенных карандаша. к другой 4 закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепёшку. Сверху положить одинаковый груз. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.
Воспитатель:
Что вы заметили? Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след.
Вывод: Для чего оленю широкие копыта? Чтобы меньше проваливался в снег.
Воспитатель:
Ребята, вспомните, сколько выводов мы с вами сделали, сколько природных связей установили, сколько доказательств послушали и каких? (Ответы детей).
А сейчас, пожалуйста, все садимся … транспорт, на котором приехали в тундру) и возвращаемся в детский сад.
Эффективность и практическая значимость представленной презентации:
Данная презентация соответствует восприятию детей подготовительной группы. Позволяет через различные виды детской деятельности (двигательную, продуктивную и восприятие художественной литературы) расширить представления у детей о региональных особенностях и некоторых деталях жизни коренных жителей тундры. На каждом слайде – одна (две) фотографии хорошего качества, крупного размера, яркие, выдержаны в одном стиле и привлекают внимание детей. Все представленные фотоматериалы натуральные и реалистичные.