Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»

Ирина Безверхова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

1. Презентация «Природная зона : «Тундра»

2. Подготовительная группа, 6-7 лет.

3. Цель презентации:

дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день, о животном и растительном мире;

Задачи:

1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Природная зона „Тундра“» размещена в разделах

3. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

4. Воспитывать уважительное отношение к людям тундры и бережное отношение к её природе.

5. Расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга, полярная ночь.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей

1. Это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

2. Это разнообразный иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

5. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с тундрой, тема: «Необычное путешествие в тундру»

Цель:

Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Материал:

Презентация «Тундра»; по 2 ёмкости с землё й на каждую пару детей: в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды на каждую пару детей; палочки-лопаточки (стеки); настольная лампа; листы белой и чёрной бумаги; оборудование к опыту: лепёшки из теста, 2 предмета с разной площадью опоры, одинаковый груз; микрофон для интервью; карта со схемой- маршрутом оленеводческих бригад к летним пастбищам; схема, показывающая растительность тундры в условиях вечной мерзлоты.

Ход занятия:

I часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они как журналисты, будут брать у вас интервью и задавать вопросы о тундре.

Вопрос первого журналиста:

Ребята, расскажите, какая она, тундра? (Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте с помощью игры «Японская машинка» расскажем журналистам о тундре.

Игра «Японская машинка»

Дети стоят в кругу. Первый игрок хлопает в ладоши, по коленям, щелкает пальцами левой руки и говорит: красивая, щелкает пальцем правой руки и говорит: тундра. Другой делает тоже самое, но говорит другое прилагательное, характеризующее тундру и т. д. Главное – не сбиваться с ритма и слова не повторять. Журналист оценивает ответы детей на его вопрос.

Воспитатель:

Вы уже многое знаете о тундре. Сегодня мы с вами отправляемся вместе с нашими гостями - журналистами в необычное путешествие по тундре. Мы будем не только рассказывать то, что знаем о тундре, будем делать выводы, доказывать свои знания и узнаем, что всё, что есть в природе тундры, связано между собой, все приспособилось к жизни в тундре. Но сначала давайте вспомним, на чём можно добраться в тундру? (Ответы детей).

Воспитатель:

На чём мы сегодня с вами отправимся вместе с гостями? (Выбор детей, обсуждение).

Воспитатель просит детей подойти к карте : «Поедем по одному из маршрутов оленеводческих бригад и доберёмся до этого места» (показ на карте).

Воспитатель:

Ну что, садимся вместе на вертолёт и полетели!

Все переходят в зал, где приготовлены столы, стулья, оборудование для опытов (экспериментальная площадка). В разных местах, удобных для детей, расположены иллюстрации с изображением тундры. В углу зала оформлен чум. Журналисты-воспитатели садятся на скамейку возле чума, дети садятся на стулья в ряд.

Воспитатель:

Вот мы и в тундре и начинаем изучать её.

II часть

Воспитатель показывает слайд 1-3.

Воспитатель:

Кого вы видите на иллюстрации? (Оленя).

Вопрос второго журналиста:

Почему в тундре могут жить олени?

Дети:

Потому, что есть еда, вода!

Воспитатель:

Что едят олени? (слайд 4-5)

Дети:

Растения: траву – пушицу, грибы, ягель, мох.

Воспитатель:

А растениям для жизни что необходимо?

Дети:

Свет, тепло, вода.

Воспитатель:

Выходит, что всё это есть в тундре. А почему большая часть тундры покрыта болотами? (Ответы детей, обобщения). (слайд 6-7)

Воспитатель:

Всё вы правильно сказали. Сейчас мы всё это докажем. Подойдите к нашей экспериментальной площадке, садитесь за столики. Сейчас вы станете молодыми учёными, которые будут изучать почву тундры. Проведём опыт. Он уже знаком вам, но его провела я. А теперь вы сами проведите опыт и сделайте вывод.

Опыт по изучению почвы с детьми подготовительной группы

Работа в парах: Вот две одинаковые ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. В каждый из горшков мы наливаем одинаковое количество воды из одинаковых ёмкостей.

- Что должно произойти? (Вода уйдёт в землю).

- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

- Наливаем во второй горшок. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Стекло.

Дети доказывают и делают вывод: в тундре вечная мерзлота. За зиму (долгую, холодную) земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой. Вывод: вода не может уходить глубоко в землю, ей мешает сильно промёрзшая земля – поэтому и болот в тундре много и почва очень сырая.

Дети возвращаются на свои места.

Вопрос третьего журналиста:

Как же в тундре растут деревья и растения? (слайд 8-10)

Ответы детей: рассматривание схемы, на которой изображена растительность тундры в условиях вечной мерзлоты, обобщения.

Вывод: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.

Воспитатель:

А сейчас ребята, будьте очень внимательны, будем устанавливать связи в природе тундры.

Если в тундре есть растения, а значит есть животные, которые ими питаются. Как вы думаете, это доказывает, что в природе всё связано? (Ответы детей, обобщения).

Какие животные есть в тундре, которые питаются растениями, корешками растений, стеблями, листьями (травоядные? (Олень, заяц, лемминг, мыши).

Воспитатель:

Сейчас мы установим ещё одну связь в природе. (слайд 11-12)

Есть растения, есть травоядные животные. А если есть травоядные животные, значит и есть хищники, которые ими питаются.

Какие хищников, которые охотятся на зайцев, леммингов, мышей? Хищники: волк, песец, полярная сова.

Если много леммингов летом и зимой, у полярной совы рождается много птенцов. Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.

Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось жить в условиях тундры.

Воспитатель:

А сейчас встанем и вспомним стихотворение о карликовой берёзе.

Вопрос пятого журналиста:

Какие насекомые есть в тундре? (Ответы детей).

Рассматриваем картинку, на которой изображены дед с внуком. (слайд 13-14)

Воспитатель:

Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).

А есть ли в тундре бабочки? Вспомните, какого они цвета? (Ответы детей).

Почему бабочки в тундре более тёмной окраски? Давайте проведём опыт.

Опыт с настольной лампой

Под луч настольной лампы кладётся белая и чёрная бумага. Какая бумага быстрее нагреется.

Вывод: в тундре солнечных дней мало, бабочка приспособилась брать как можно больше тепла с помощью тёмной окраски.

Воспитатель:

А сейчас встанем все в круг, будем свободно ходить, думать и вспоминать, что мы знаем об олене очень интересное.

(Иллюстрации «Олень плывёт», «Быки ездовые», «Важенка с детёнышем»).

Вопросы:

Почему олень может долго плыть в очень холодной воде? (Внутри ворсинок шерси оленя остаётся воздух).

С чем можно сравнить шерсть оленя? (Со спасательным кругом).

Кто, когда и как меняет рога? (Хора-бык, важенка, зимой и осенью).

Что в копытах задних есть? (Мешочек с жидкостью и этим они смазывают место, откуда растут рога, способствуя тем самым их росту).

Воспитатель:

Хотите понять, почему широкие копыта помогают оленю жить в тундре (слайд 15-17)

Опыт с лепёшками из теста и грузом

Из теста, приготовленного заранее, делают три одинаковые лепёшки толщиной 1-1,5см. Для опыта также понадобятся два предмета с разной площадью опоры. К одной из двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином прикрепить 4 остро отточенных карандаша. к другой 4 закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепёшку. Сверху положить одинаковый груз. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

Воспитатель:

Что вы заметили? Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след.

Вывод: Для чего оленю широкие копыта? Чтобы меньше проваливался в снег.

Воспитатель:

Ребята, вспомните, сколько выводов мы с вами сделали, сколько природных связей установили, сколько доказательств послушали и каких? (Ответы детей).

А сейчас, пожалуйста, все садимся … транспорт, на котором приехали в тундру) и возвращаемся в детский сад.

Эффективность и практическая значимость представленной презентации:

Данная презентация соответствует восприятию детей подготовительной группы. Позволяет через различные виды детской деятельности (двигательную, продуктивную и восприятие художественной литературы) расширить представления у детей о региональных особенностях и некоторых деталях жизни коренных жителей тундры. На каждом слайде – одна (две) фотографии хорошего качества, крупного размера, яркие, выдержаны в одном стиле и привлекают внимание детей. Все представленные фотоматериалы натуральные и реалистичные.

Публикации по теме:

«Разноцветная тундра». Занятие по закреплению у детей знаний о разнообразии животного мира и растительности Севера Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветная тундра» (акварель и гуашь) Составил воспитатель МБДОУ.

Фотоотчет «Природная жемчужина Воронежского края»Фотоотчет «Природная жемчужина Воронежского края» Свой летний сезон мы начали с увлекательного путешествия в природный архитектурно-археологический музей-заповедник"Дивногорье". Это музей.

Конспект занятия «Моря и океаны — особая природная зона Земли» в старшей группе Тип занятия: Формирование предметных представлений и сенсорных эталонов. Лексическое тема: "Моря и океаны- особая природная зона Земли".

Познавательно-исследовательская зона Паспорт познавательно-исследовательской зоны. • Самообучающие, или автодидактические, игрушки (различные составные игрушки, которые требуют.

Развлечение «Уральский край — природная кладовая» (для подготовительной группы, в рамках проекта «Уголок России -отчий дом») Под песню «Родные места» музыка Ю. Антонова заходят дети, выполняют.

Зона краеведения в старшей группеЗона краеведения в старшей группе Наша страна огромна и прекрасна! В каждом уголке страны есть места, невероятные по своей красоте и святости. Хорошо, когда у педагога.

Зона ПДД «Светофорик» в старшей группеЗона ПДД «Светофорик» в старшей группе За основу взяла макет родного города Энгельса, который мастерила на конкурс. Символ города Энгельса - бык - центральная часть всего макета.

Зона по ПДДЗона по ПДД В своей группе я оформила зону по ПДД. Где начиная с младшей группы учу детей различать легковые и грузовые машины. Использую игры с несложными.

Зона риска или зона комфорта… В прошлом году решила «взбодрить» свою жизнь, выйти из зоны комфорта. «Переборщила» и получила неоценимый опыт. Много чего о себе поняла,.

Зона уединения в группе раннего возраста с 1.6 до 2 летЗона уединения в группе раннего возраста с 1.6 до 2 лет Сделана в виде подвесного шатра (зонт, тюль и украшения). Внутри на полу лежит развивающий коврик с подушками, где дети могут не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»
Опубликовано: 16 сентября 2015 в 19:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Безверхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД