Наталья Макушева
Консультация для воспитателей «Природа в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа- не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Человечество борется за то, чтобы последущее поколение относилось к природе заботлевее,бережливее, чем предыдущее.
Такое отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет ребенок начинает познавать красоту природы, ее разнообразие. Прививать любовь к природе необходимо по двум причинам:
Публикация «Консультация для воспитателей „Природа в нравственном воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1) для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру;
2) для развития нравственных чувств и качеств : гуманизма, добросердечности, сочувствия.
Поведение ребенка в природе противоречиво : положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы и тут же бросают их, мучают- «ласкают» котенка и др).
Ошибочно думать, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного отношения. Из внешнего отношения к природе может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманное отношение к природе.
Необходимо руководство взрослого в воспитании нравственно-эстетических чувств у ребенка. Мы, педагоги работаем с дошкольниками и отмечаем недостаточность в развитии инициативности и самостоятельности по отношению к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки, но и не подвяжет сломанные. Решение задач в воспитании действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У ребенка часто преобладают эгоистические мотивы общения с объектами природы( «Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяло заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лесходить, с папой и мамой грибы собирать») и др, то есть, детям доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний у детей еще не говорят об устойчивом и осознанном отношении ребенка к природе. Поэтому мы советуем родителям, включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома: «Покорми собаку», «Приготовь корм попугаю», «Покори рыбок», «Смени воду кошке» и т. п. Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают и правила поведения в природной среде. Правила передаются дошкольниками в конкретной жизненной ситуации, при помощи объяснения мамы и отца, и в результате влияния художественной литературы.
Большое значение имеет просмотр мультфильмов, познавательных передач, рассматривание энциклопедий, интернет. Где родители фиксируют внимание на материале интересном для ребека, затем вместе с ребенком смотрят и комментируют.
Также рекомендуем родителям во время прогулок показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить с лекарственными травами, рассказать почему их так называют. Дети легко запоминают названия: валериана, мята, подорожник, мелисса и др. После таких бесед они бережно относятся ко всем растениям. Таким образом, каждый ребенок должен запомнить и знать правила обращения с объектами. Важно помнить: эти правила формулировать в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит, послушает пение птиц или журчание воды, просто поглядит вокруг себя. Очень положительный пример оставит в душе каждого ребенка отношение самого взрослого, поэтому хорошо когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Такая взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.