наталия дудкина
Роль музыкального фольклора в нравственном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный фольклор в нравственном становлении дошкольников. Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств – необходимо всегда.
Публикация «Роль музыкального фольклора в нравственном воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В последнее время о нравственном воспитании говорится очень много. Термин «духовно-нравственное воспитание определяет связь духовной культуры общества и процесса воспитания». Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям. Подтверждением тому мы находим в трудах К. Д. Ушинского, Г. Н. Волкова, Д. С. Лихачева, Л. С. Выготского.
Н. Н. Палагина в своей диссертации доказала, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. По мнению В. П. Селина народное искусство – универсальное средство социализации, средство усвоения социальных ценностей.
Социальное развитие дошкольников и их нравственное воспитание связаны, прежде всего с культурой своего народа.
Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формировании черт характера и качеств личности. Формирование положительных нравственных качеств – это результат целенаправленной последовательной работы педагогов ДОУ.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование должно осуществляться постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов и зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой народ, город, нам нужно показать все это с привлекательной стороны. Фольклор как ни что другое способствует этому.
Фольклор, как проявление творчества народа, близок по своей природе к творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность опыта). Народное творчество позволяет ребенку приобщаться к культурным ценностям, у ребенка складывается и развивается две человеческие особенности – созидания и усвоения.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Нет сомнения, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы нравственные качества.
Используя фольклор в воспитательно – образовательной работе с детьми дошкольного возраста важно чтобы он максимально был включен во все жизненные процессы ДОУ.
Уровень сформированности нравственных качеств во многом зависит от того какое содержание отобрано, какие методы используются, как организована предметно развивающая среда. Нравственное становление дошкольников возможно при использовании следующих форм:
Кружковая работа; тематические занятия; праздники и развлечения; продуктивная деятельность; экскурсии. Применение музыкального фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста должно занимать отдельное место. Еще В. Г. Белинский писал, что «влияние музыки на детей благодатно и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…. Она наполнит гармонией их новые души».
Произведения музыкального фольклора ненавязчиво, в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями народа. Он вызывает интерес, приносит чувство радости. Ученые доказали благотворительную роль в психическом развитии на все стороны личности в том числе и на нравственное становление. Музыкальный фольклор имеет большое значение в познание окружающего мира, действительности. Детский музыкальный фольклор важное средство нравственного становления детей дошкольного возраста.