Елена Федичева
Совместная работа семьи и дошкольного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Какой вид имеет современная семья? Это коммунальная квартира, в которой члены семьи - это соседи. Днем все заняты работой, делами, а вечером они встречаются и опять занимаются своим делом, причем дети предоставлены сами себе. В это время любимым занятием становиться просмотр мультиков, причём мультики наши, российские дети, предпочитают американские, которые переполнены любовью, сексуальностью и насилием.
Публикация «Совместная работа семьи и дошкольного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей» размещена в разделах
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Теперь материальные ценности доминируют над духовными, наши дети растут не на примерах добрых мультиков, а на наполненных агрессией и взбалмошностью, или попросту пустых, на примерах своих родителей, совершающих шопинг, пьющих пиво, курящих. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие молодые семьи чувствуют диссонанс, прививаемых нам «нормам» поведения, потока фильмов, вливаемых, словно медленнодействующий яд, в наши умы и души. Ведущие педагоги и детские психологи бьют тревогу. Под ударом наиболее восприимчивая и незащищенная часть нашего общества – наши любимые дети.
Ребенок приходит в этот мир беззащитный и чистый, как лист бумаги, и то, каким он станет, зависит от взрослых, которые его окружают. Малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. На нас, на взрослых людях лежит ответственность за то, что будет окружать малыша, каким он вырастет.
Какой же выход из создавшейся ситуации? Всестороннее гармоническое развитие детской личности, требующее единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» (ст. 18 ФЗ «Об образовании»). Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Значит нужно стараться быть таким примером, чтобы в старости не было мучительно стыдно, оценивать каждый свой поступок, каждое свое слово, как оно отразиться на ребенке. Выстроить воспитательный процесс так, чтобы соблюдалась золотая середина между избалованностью и строгостью. Невозможно контролировать все, что сын или дочь видят. Нужно научиться разговаривать с ними, объяснять им, что в телевизоре правда, а что нет. Чтобы малыш понял телевидение правильно, надо вместе с ним смотреть передачи, но никогда не запрещать полностью просмотр. Родительская любовь и знания должны помочь справить с этой проблемой. Ни одна передача или мультик не заменят живого человеческого общения. Вместо того, чтобы освободить себе время и усадить ребенка перед голубым экраном, лучше предложить ему прогулку, настольную игру или совместное чтение книжки.
Духовно- нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания, интеграция его содержания в повседневную жизнь детей. Многие педагоги сейчас строят свою деятельность с опорой на православную культуру, носительницу социально-гуманитарного знания. В детских садах дети знакомятся с православными праздниками («Рождество», «Пасха» ит. д., впитывают в себя доброту и мудрость русского народного творчества (потешки, колыбельные, пестушки, попевки, раскрывают историю своей семьи, фамилии, формирует свое представление о профессиях пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, со значимостью добросовестного отношения к любому делу, с мастерством, узнает о значимых, удивительных местах не только своего города, края, но и страны, о важных вехах в ее жизни.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка, становление его как личности. А прежде давайте посмотрим на себя, а являемся ли мы тем самым человеком, на которого нужно равняться?
Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям", не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».