Бровикова Ирина
Опыт работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
(из опыта работы)
Автор:
Бровикова Ирина Викторовна
Организация:
МКДОУ
№15 «Сказка»
Населенный пункт:
с. Дивное
Ставропольский край.
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
(из опыта работы)
Публикация «Опыт работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
2022 год в нашей стране объявлен годом НАРОДНОГО ИСКУССТВА И НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ.
В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его традициями и обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа. Приобщение детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно этот период развития ребенка отличается особой восприимчивостью, начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры.
Работа по ознакомления с культурой начинается с младшей группы. Детям дается первоначальный минимум знаний: знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними.
Так же детей младшего дошкольного возраста используются «малые фольклорные формы» – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Для ознакомления со сказкой и для большей наглядности используется кукольный театр.
В среднем возрасте, большое место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших дошкольников знакомят с фольклорным материалом, таким как былины, легенды.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в ДОУ создан мини – музей «Горница». Создавая систему приобщения к народному творчесту, мы привлекаем родителей в воспитательно-образовательный процесс, чтобы они делились накопленным опытом и оказали помощь в поиске информации о культурно – исторических традициях родного края и в создании мини - музея «Русская горница». С их помощью приобрели предметы народного костюма, предметы старинного быта, декоративно – прикладного искусства, которые используются как наглядные пособия в процессе ознакомления с русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству, в драматизации народных сказок, традиционных праздниках - "Святки", "Масленица", в русских подвижных играх (Горелки, пятнашки, ручеек, и др) при ознакомлении с историей малой Родины, на занятиях по окружающему миру.
Интерьер мини- музея «Горница» представлен экспозициями:
- русская мебель
- постельные принадлежности
- орудия труда и предметы быта
- русские костюмы
Cоздание мини-музея «Русская горница» — это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, изучения детьми национальных ремесел и традиций, художественного наследия. Здесь можно и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть.
Посетив мини-музей, дети имеют возможность познакомиться с предметами русского народного быта : русской печью, национальными костюмами, головными уборами, прялками, самоваром, деревянной и глиняной посудой, ухватами, рубелями, корзинами, народно прикладное искусство и др. В "Горнице" дети могут увидеть образцы вышивки, кружева, глиняную посуду, самовары, настоящую прялку, рубель, зыбку и другие экспонаты, открывающие особенности русского быта и творчества.
Очень часто экспонаты музея используются на занятиях по изобразительному искусству/
Большой востребованностью у детей пользуется «Уголок ряженья» В нем представлены русские народные костюмы : сарафаны, рубашки, платки, шали. Народные костюмы используются в утренниках, развлечениях, драматизациях сказок и т. д. Ежегодно я с детьми учу посевалки и колядки и мы ходим и их рассказываем, переодетые в национальную одежду.
Вывод: приобщение детей к золотому фонду народной культуры через все виды детской деятельности позволяет обогащать внутренний мир детей, формировать активную жизненную позицию с опорой на эмоционально-чувственный опыт, а так же способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить и передать следующим поколениям все культурные ценности нашей Родины.