Светлана Кошелева
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры
У всякого дерева глубоко в земле есть корни.
И у всякого народа есть корни – его история и культура.
Н. М. Карамзин
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена культура родного края, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
В наше время растет интерес к осмыслению и укреплению национальных культурных традиций. Приобщение к ним детей обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решению задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Народные традиции – одна из составляющих культурного наследия нашего народа. К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать.
Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они мечтают? Что значит для них Родина, родной край? Понимают ли они, что Родину, как и маму, не выбирают по своему вкусу? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а дорога домой одна-единственная?
Знакомя воспитанников с родным краем, в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы каждый ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли первые его годы жизни с мамой; с леса, где он гулял вместе с друзьями, родителями, воспитателями; с дома, с березки, с птичьей стайки и т. д. В период обновления дошкольного образования значительно выросла роль народной культуры и познавательный интерес к малой родине. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др). Малышей знакомим с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Присутствует задача по знакомству детей с декоративно – прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передачи игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления детей дошкольного возраста о русской культуре поверхностны. В чем же дело? Возможно это происходит потому что у воспитателей чаще всего нет соответствующих материалов и пособий. А самое главное окружающая действительность не дает возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти пробелы могут быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций.
Для приобщения детей к истокам русской народной культуры в своей работе я опираюсь на следующие принципы:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка должны быть национальными.
2. Нужно широко использовать все виды фольклора – сказки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве сохранились нравственные ценности, проявления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, заклички, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. В пословицах и поговорках высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
3. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
4. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Народные традиции – одна из составляющих культурного наследия русского народа. Я знакомлю детей с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц, и таянием снега, расцветом земли, началом лета, севом и уборкой хлеба. Современным детям необходимо рассказывать о народных праздниках и проводить досуги, в которых участвуют сказочные персонажи.
Год начинается с Рождественских колядок. Дети с песнями и пожеланиями богатства и счастья обходят детский сад. Все ждут колядовщиков, заранее готовят для них сладости. Вечером дети приходят в дома односельчан. Столько радости, веселья, шуток!
Масленницу отмечаем после дневного сна, когда родители приходят за детьми и присоединяются к ним. И тогда музыка и радостный смех окутывают всю территорию детского сада.
Главный православный праздник Пасха. Посредством праздника Пасхи воспитать в детях милосердие, учить быть примером для друзей не на словах, а на деле, избегать зла, зависти, поступать честно, уметь просить прощение.
Летом в венке из трав приглашаем всех на Праздник воды. На участке детского сада устраиваются хороводы и народные забавы. Все обливают друг друга водой. Дети и взрослые мокрые и счастливые.
Обо всех праздниках и не расскажешь! Надеюсь, коллеги и сами придумают, что и как отмечать, следуя народным традициям.
Моя гордость – совместные с родителями праздники. Родители, нарядившись в народные костюмы, принимают активное участие в играх и забавах. Дети болеют за своих мам и пап, помогают им отвечать на вопросы, обучают их танцевальным движениям…в гости к дошкольникам приходят балалаечница бабушка Зина, гармонист дедушка Ваня, частушечница бабушка Вера и т. д. Под руководством хозяйки русской избы тетушки Арины дети готовят обед (русская народная кухня, занимаются рукоделием, поют колыбельные, раскачивая люльку, слушают пословицы и поговорки, отгадывают загадки, играют в народные игры, водят хороводы…
В народных праздниках нет зрителей и исполнителей: зритель в любой момент может стать активным участником действия, что способствует истинному переживанию праздничных событий, развитию чувства сопричастности с происходящим. А чего стоит общение детей разного возраста! Старшие исполняют для малышей попевки, усадив их рядом или на колени, играют с ними в ладушки, заботливо поправляя на них одежду, бережно обращаются с ними в общих плясках и хороводах. А дети и родители испытывают от своего единения необыкновенно теплые, трепетные ощущения.
Очень хочется обратить внимание на фольклорный театр. Это часть народной культуры, в различных формах он задействован почти во всех календарных праздниках и обрядах. Самый яркий элемент народного театра – ряжаные. У ряжаных поскакать да поплясать – главное дело. Вот где фантазии нет предела, потому что все направлено на то, чтобы не быть узнанным. Большое удовольствие дети получают от встреч с Петрушкой, от театра за ширмой, потешки, сказки, прибаутки и песенки, разыгранные с помощью игрушек, приобретают для ребенка особенную притягательность.
Традиции, сложившиеся в группе, способствуют сплочению детей, их родителей и педагогов. Дети с радостью и волнением ждут праздников, которые объединяют их со взрослыми общими переживаниями и ожиданиями. Радостная атмосфера праздников и развлечений создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, вызывает чувство удовольствия и побуждает к общению с прекрасным, формируя культурные интересы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 304 С. : ил.
2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 176с.
3. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – №1. – С. 19 – 21.
4. Журнал Дошкольное воспитание№2/2012 Учредитель и издатель ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»- 128с.