Самарина Татьяна Васильевна
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество в настоящее время начинает утрачивать такие важнейшие качества личности, как духовность, нравственность, культура. Особенно остро встает вопрос о приобщении детей к национальной культуре, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области национальной культуры. Следовательно, приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. В воспитании гармонически развитой личности неоценима роль дошкольной организации. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.
Публикация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» размещена в разделах
Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. [1]. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и в сохранении ее в детях и современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику. Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо качественное взаимодействие этих двух структур. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие. Также оно предполагает взаимное желание родителей и педагогов поддерживать связь друг с другом. Перед нами, воспитателями, стоит задача постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также постоянно совершенствовать средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка. В исследованиях психологов (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Божовича, и др.) уделяется много внимания зависимости формирования психических свойств личности от семейного окружения. Они доказали, что под воздействием социальных условий, в том числе и семейных, ребенок обладает формами общественно поведения, культурой. [3]. Педагогические подходы к данной проблеме помогли определить идеи выдающихся русских философов и педагогов В. А. Сухомлинского, И. А. Ильина, Е. А. Флериной, которые придавали огромное значение влиянию народной культуры на духовно-нравственное развитие человека. На сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в общей системе подрастающего поколения распространяются идеи К. Д. Ушинского. Он писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. [5]. Ведь каждому родителю и педагогу хочется, чтобы дети выросли не только умными и талантливыми, но и порядочными, добрыми, отзывчивыми и поэтому перед обществом стоит актуальная задача – привить нашим детям с малых лет духовные ценности и нравственные качества.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Методика работы ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре. В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором. Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры необходимо использовать следующие направления:
1. Окружение ребенка предметами национального характера. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики предполагает наличие: «Мини-музея национальной культуры», центра национальной культуры в группе, экологической тропы на территории детского сада. В мини-музее интерьер составляют подлинные предметы мордовского быта, которые используются как наглядные пособия в процессе проведения работы по ознакомлению детей с культурой мордовского народа. Здесь также имеется материал для познавательного развития: предметы декоративно-прикладного искусства, игры, произведения мордовских писателей, художников – все то, что имеет отношение к краеведческой работе. Первые посещения «мини-музея» начинаются со знакомства с предметами быта, их названиями, со способом действия с ними. Причем если детям младшего возраста даются только названия предметов старины и демонстрируется их функциональное использование, то в детям старшего возраста обозначается преемственность с современными аналогами. Организация таких занятий предполагает развитие познавательной активность детей.
2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции. Именно данное направление способствует более детальным наблюдениям за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Ознакомление детей с народной изобразительным искусством.
5. Знакомство с народными играми.
Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную куклу;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыку.
Таким образом, для эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, необходимо соблюдение следующих условий:
- определение базовых направлений в работе с детьми;
- использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы;
- использование разнообразных технологий при организации деятельности детей с применением различных средств: общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративноприкладное искусство, живопись; музыка и др. ;
- совместная деятельность родителей и педагогов по данному направлению.
Литература:
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М. : Перспектива, 2012. - 248 c.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Давыдова О. И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О. И. Давыдова // Детский сад. Управление. – 2003. – № 19 (67). – С. 10.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : ЛинкаПресс, 2003. – 200 с.
5. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании/ К. Д. Ушинский // Пед. соч. : в 6-ти т. Т. 1 / сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1988. – 416 с.