Елена Матросова
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Целью проекта является создание условий для целенаправленного и систематического ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Основные задачи проекта:
1. Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.
2. Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.
3. Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок; формировать положительную реакцию на чтение.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
4. Содействовать эмоциональному отклику детей, побуждать к совместным действиям со взрослым, поощрять попытки договаривания слов, фраз, чтения текста целиком.
5. Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании.
Данный проект ориентирован на педагогов, детей и родителей группы раннего возраста, рассчитан на 1 год.
В проект вовлечено 18 детей, 2 воспитателя, 1 младший воспитатель, 40 родителей и близких детей.
Постановка проблемы.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.
Фольклор для самых маленьких детей включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, сказочки.
Особенностью фольклора является то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.
Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх-занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.
Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.
К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: дети все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.
В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческое начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.
Механизм реализации проект предполагает 3 этапа.
1 этап – подготовительный, август – сентябрь 2023 года. Основные виды и формы деятельности здесь следующие:
1. Подбор методической литературы, пособий, атрибутов, оборудования для сопровождения проекта.
2. Создание картотеки произведений малых фольклорных форм, подобранных по видам деятельности и режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание – раздевание, подготовка ко сну, подъем после сна и т. п.
3. Анкетирование, опрос родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике.
2 этап реализации проекта, основной, с октября 2022 по май 2023 года, предполагает пополнение и использование в практической деятельности библиотеки методической литературы и произведений устного народного творчества, а также картотеки произведений малых фольклорных форм, подобранных по видам деятельности и режимным моментам, создание и приобретение игрушек, дидактического материала, наглядных пособий, иллюстраций, книг, оформление книжного уголка.
Мы будем использовать фольклор в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, играх и развлечениях, индивидуальном общении с детьми: будем читать, рассказывать детям, слушать аудиозаписи.
Чтение песенок, потешек, закличек, маленьких сказок мы будем сопровождать показом игрушек, картинок, персонажей настольного и кукольного театров, выполнять с детьми игровые, имитационные действия на основе текста произведений малых фольклорных форм.
Планируется также проведение цикла специальных фольклорно-игровых занятий, инсценирование песенок, потешек, сказочек, игры-драматизации.
Мы будем также заучивать с детьми отдельные фразы, четверостишия, побуждать рассказывать их.
Основной этап предполагает активное самообразование воспитателей; совершенствование умений владеть художественными средствами (выразительно читать, петь, танцевать, играть на народных инструментах, а также консультирование младшего воспитателя по использованию песенок и потешек в работе с детьми.
Будет осуществляться и педагогическое просвещение родителей: это консультации, беседы, наглядная информация о значении песенок, потешек, сказочек; организация выставок литературы; рекомендации по приобретению определенных книг, игрушек; проведение мастер-классов. Взаимодействие с семьями детей предполагает проведение совместных праздников, развлечений; привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, исполнению ролей. Использование произведений малых фольклорных форм должно быть и дома в семье: это чтение детям, разучивание песенок и потешек; сопровождение словом пальчиковых игр; изготовление игрушек своими руками; приобретение книг, рассматривание иллюстраций и т. п.
На 3 этапе реализации проекта, заключительном, это май – июнь 2024 года, нами запланированы
1. Повторное анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике.
2. Обобщение опыта работы; подведение итогов реализации проекта.
3. Круглый стол с участием родителей.
4. Выступление воспитателя группы на итоговом педагогическом совете.
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
1. Будут систематизированы произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам, создана картотека произведений.
2. Произойдет обогащение образовательной деятельности с детьми различными произведениями фольклора.
3. Дети будут приучены с интересом и удовольствием слушать народные песенки, потешки, сказки, выполнять под них определенные движения; у них сформируются положительная реакция на чтение и эмоциональный отклик.
4. Произойдет позитивная динамика в речевом и эмоционально-личностном развитии воспитанников.
5. Активизируется взаимодействие с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании, повысится их педагогическая компетентность.
6. Воспитатели расширят профессиональные знания, усовершенствуют умения владеть художественными средствами.
Практическая значимость результатов.
Данный педагогический проект может быть полезен воспитателя дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.
Проект имеет значение для всех участников образовательных отношений:
- детей (прививается любовь к художественному слову; приобщатся к русскому народному творчеству)
- родители (фольклор используется в семейном воспитании; приобщаются к истокам русской народной культуры)
- педагога (расширяются профессиональные знания о фольклоре, его использовании в работе с детьми; совершенствуются практические навыки и умения).
Данный проект может реализован педагогами нашего детского сада и коллегами других до школьных учреждений.
Ресурсы и бюджет проекта. Для реализации проекта имеются следующие ресурсы:
- кадровые (два воспитателя, младший воспитатель, музыкальный руководитель, тифлопедагог, старший воспитатель);
- материально технические (музыкальный зал с приобретенными разнообразными костюмами, атрибутами, «русская изба»);
- учебное материальные (театр на ложках, диск с колыбельными песнями, сказками, игрушки изготовленными своими руками, методическая литература, детские книги, уголок ряженья, пальчиковый театр, наглядно дидактические пособия из серии «Мир в картинках», дидактические игры по знакомству с персонажами сказок о зайце, медведе, лисе и т. п.).
Список литературы
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004. – 315с.
2. Кравченко И. В. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011. - 420 с.
3. [Составители Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. ]. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Акад. развития, 1996. – 219 с.
4. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, песни, заклички, потешки для детей дошкольного возраста / СПб: Детство-пресс, 2000. – 600 с.