МААМ-картинки

Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора

Елена Матросова
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора

Целью проекта является создание условий для целенаправленного и систематического ознакомления детей раннего возраста с произведениями фольклора на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Основные задачи проекта:

1. Систематизировать произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам.

2. Обогащать образовательную деятельность с детьми различными произведениями фольклора.

3. Приучать детей к слушанию народных песенок, потешек, сказок; формировать положительную реакцию на чтение.

Публикация «Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора» размещена в разделах

4. Содействовать эмоциональному отклику детей, побуждать к совместным действиям со взрослым, поощрять попытки договаривания слов, фраз, чтения текста целиком.

5. Активизировать работу с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании.

Данный проект ориентирован на педагогов, детей и родителей группы раннего возраста, рассчитан на 1 год.

В проект вовлечено 18 детей, 2 воспитателя, 1 младший воспитатель, 40 родителей и близких детей.

Постановка проблемы.

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.

Фольклор для самых маленьких детей включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, сказочки.

Особенностью фольклора является то, что он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Незатейливые и простые малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Поэтому детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, словесному искусству. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Кроме того, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Песенки и потешки используются как в играх-занятиях, так и во всех режимных моментах. Под них дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, эмоциональнее, интереснее. У ребенка при этом развиваются внимание, память, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развиваются координация и ловкость. Детский фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит, формирует нравственные привычки.

Особую роль в приобщении детей к народному поэтическому слову, потешкам, сказкам имеет семья. Напевая ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговаривая потешку, прибаутку, мама и бабушка уже приобщают малыша к народному искусству, народной культуре.

К сожаленью, «живой фольклор» исчезает из жизни современной семьи: дети все реже или совсем не слышат колыбельные песни, добрые сказки на ночь, не играют в игры с пальчиками под песенки и потешки. Из бесед с родителями в первые дни пребывания ребенка в детском саду выясняется, что произведения фольклора практически не используются в семейной педагогике.

В настоящее время, когда вопросы нравственного воспитания и эстетического развития встают особенно остро, с ранних лет необходимо развивать у детей эмоциональное восприятие произведений устного народного творчества, что будет пробуждать в них творческое начало, патриотические чувства, формировать эстетическое восприятие мира.

Механизм реализации проект предполагает 3 этапа.

1 этап – подготовительный, август – сентябрь 2023 года. Основные виды и формы деятельности здесь следующие:

1. Подбор методической литературы, пособий, атрибутов, оборудования для сопровождения проекта.

2. Создание картотеки произведений малых фольклорных форм, подобранных по видам деятельности и режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание – раздевание, подготовка ко сну, подъем после сна и т. п.

3. Анкетирование, опрос родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике.

2 этап реализации проекта, основной, с октября 2022 по май 2023 года, предполагает пополнение и использование в практической деятельности библиотеки методической литературы и произведений устного народного творчества, а также картотеки произведений малых фольклорных форм, подобранных по видам деятельности и режимным моментам, создание и приобретение игрушек, дидактического материала, наглядных пособий, иллюстраций, книг, оформление книжного уголка.

Мы будем использовать фольклор в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, играх и развлечениях, индивидуальном общении с детьми: будем читать, рассказывать детям, слушать аудиозаписи.

Чтение песенок, потешек, закличек, маленьких сказок мы будем сопровождать показом игрушек, картинок, персонажей настольного и кукольного театров, выполнять с детьми игровые, имитационные действия на основе текста произведений малых фольклорных форм.

Планируется также проведение цикла специальных фольклорно-игровых занятий, инсценирование песенок, потешек, сказочек, игры-драматизации.

Мы будем также заучивать с детьми отдельные фразы, четверостишия, побуждать рассказывать их.

Основной этап предполагает активное самообразование воспитателей; совершенствование умений владеть художественными средствами (выразительно читать, петь, танцевать, играть на народных инструментах, а также консультирование младшего воспитателя по использованию песенок и потешек в работе с детьми.

Будет осуществляться и педагогическое просвещение родителей: это консультации, беседы, наглядная информация о значении песенок, потешек, сказочек; организация выставок литературы; рекомендации по приобретению определенных книг, игрушек; проведение мастер-классов. Взаимодействие с семьями детей предполагает проведение совместных праздников, развлечений; привлечение родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, исполнению ролей. Использование произведений малых фольклорных форм должно быть и дома в семье: это чтение детям, разучивание песенок и потешек; сопровождение словом пальчиковых игр; изготовление игрушек своими руками; приобретение книг, рассматривание иллюстраций и т. п.

На 3 этапе реализации проекта, заключительном, это май – июнь 2024 года, нами запланированы

1. Повторное анкетирование родителей по вопросам знания и использования произведений фольклора в семейной педагогике.

2. Обобщение опыта работы; подведение итогов реализации проекта.

3. Круглый стол с участием родителей.

4. Выступление воспитателя группы на итоговом педагогическом совете.

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

1. Будут систематизированы произведения малых фольклорных форм по видам детской деятельности и режимным моментам, создана картотека произведений.

2. Произойдет обогащение образовательной деятельности с детьми различными произведениями фольклора.

3. Дети будут приучены с интересом и удовольствием слушать народные песенки, потешки, сказки, выполнять под них определенные движения; у них сформируются положительная реакция на чтение и эмоциональный отклик.

4. Произойдет позитивная динамика в речевом и эмоционально-личностном развитии воспитанников.

5. Активизируется взаимодействие с родителями детей по использованию фольклора в семейном воспитании, повысится их педагогическая компетентность.

6. Воспитатели расширят профессиональные знания, усовершенствуют умения владеть художественными средствами.

Практическая значимость результатов.

Данный педагогический проект может быть полезен воспитателя дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям.

Проект имеет значение для всех участников образовательных отношений:

- детей (прививается любовь к художественному слову; приобщатся к русскому народному творчеству)

- родители (фольклор используется в семейном воспитании; приобщаются к истокам русской народной культуры)

- педагога (расширяются профессиональные знания о фольклоре, его использовании в работе с детьми; совершенствуются практические навыки и умения).

Данный проект может реализован педагогами нашего детского сада и коллегами других до школьных учреждений.

Ресурсы и бюджет проекта. Для реализации проекта имеются следующие ресурсы:

- кадровые (два воспитателя, младший воспитатель, музыкальный руководитель, тифлопедагог, старший воспитатель);

- материально технические (музыкальный зал с приобретенными разнообразными костюмами, атрибутами, «русская изба»);

- учебное материальные (театр на ложках, диск с колыбельными песнями, сказками, игрушки изготовленными своими руками, методическая литература, детские книги, уголок ряженья, пальчиковый театр, наглядно дидактические пособия из серии «Мир в картинках», дидактические игры по знакомству с персонажами сказок о зайце, медведе, лисе и т. п.).

Список литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004. – 315с.

2. Кравченко И. В. Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста. 2011. - 420 с.

3. [Составители Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. ]. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Акад. развития, 1996. – 219 с.

4. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, песни, заклички, потешки для детей дошкольного возраста / СПб: Детство-пресс, 2000. – 600 с.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение)Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет)Приобщение родителей и детей к русской народной культуре «Зимние святки» (фотоотчет) Зимние святки. Один из наиболее известных и почитаемых на Руси праздников - Рождество Христово. Рождество - день рождения Христа. Празднование.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора
Опубликовано: 25 января 2024 в 11:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей раннего возраста к народной культуре посредством восприятия фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Елена Матросова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД