Татьяна Косова
Приобщение детей к здоровому образу жизни через русские народные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через русские народные игры».
В детском быту есть свои традиции. Одна из них наиболее живучая- заимствование игр детьми друг от друга, младшее поколение от более старшего. К таким играм в настоящее время относятся: «Гуси-лебеди», «Прятки», «Жмурки». Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На этот вопрос можно ответить так: они созданы народом как сказки, песни. Поэтому-то они и называются народными. Народные игры имеют многовековую историю, они дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости играя в лапту.
Публикация «Приобщение детей к здоровому образу жизни через русские народные игры» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Зимой устраивали катание с гор, игры в снежки, катались на лошадях с песнями и плясками.
Сколько было веселья и азарта! Сколько радости от побед и сколько огорчений при неудачах.
Играть в народные игры рекомендовала ещё Н. К. Крупская, которая чрезвычайно точно изложила свои взгляды на значение игр для полноценного развития каждого ребёнка. Игра для дошкольников- способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
«В игре развиваются силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребёнка организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр».
«В коллективных играх выявляются дети- организаторы, дети- вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других».
«Что касается игр, то они имеют большое организующее значение. Ребёнку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет.
С это точки зрения сначала надо брать игры с самыми простыми правилами, потом с более сложными. Тут важно то что сами ребята следят за точным соблюдением правил каждым играющим.
… игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только, что бы они не были скучными надо их разнообразить. Необходимо так же по мере вводить в игры пение, танцы. Всё это и занятно для ребят и дисциплинирует их».
«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель».
Вот так говорила об играх в целом Н. К. Крупская. И как эти слова подходят для народных игр. Ведь эти игры развивают ум ребёнка, укрепляют его физически, формирует характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства, иначе говоря они способствуют нормальному развитию каждого ребёнка.
Кроме того народные игры содержат в себе ценные педагогические свойства, являются доказательством педагогического таланта народа.
Поразительно не только та или иная отдельная игра, но и то, как народная педагогика прекрасно определена последовательность игр от младенчества до зрелости. Пока дитя ещё мало, все игры обращены индивидуально к нему. Его забавляют, развлекают, не сложными играми со звучащими, шумящими красочными игрушками, играми-прибаутками.
Тут и «Ладушки» и «Сорока-ворона».
Но вот ребёнок научился ходить, бегать, характер игр резко изменяется- появляются коллективные игры, в которых воспитывается чувство ответственности перед всем коллективом. И вместе с тем в этих играх не гасится самостоятельность детей, их инициатива.
А теперь посмотрим в чём же своеобразие народных игр. Они, как правило, образны, не статичны. Действия, составляющие игру, часто противоположны друг другу (коршун ловит-наседка защищает, медведь догоняет-дети убегают). Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, побуждают к осторожности и этим привлекают детей.
Структура народной игры очень проста. В ней есть единая цель и («одноплановость») действия, на которых сосредотачивается всё внимание играющих. Вариации в игре относятся или к ее началу, или составляют ее конец. По-видимому, эти качества и создают простоту, предельную законченность, завершённость, которые отличают, народные детские игры. Песня, слово, движение, органически связаны в них. Возьмём к примеру, текст игры «Коршун и наседка». Один из играющих- коршун, другой- наседка, все остальные цыплята. Дети играющие роль цыплят, становятся «гуськом» за наседкой, ходят за ней вокруг коршуна, припевают:
Вокруг коршуна хожу,
Ожирелие нижу,
По три ниточки
Бисериночки,
Я снизала вороток,
Вокруг шеи короток.
Остановились напротив коршуна, который делает вид, будто роет землю, наседка спрашивает:
-Коршун, коршун, что ты делаешь?
-Ямочку рою – отвечает он
-Зачем тебе ямочка?
-Денежку ищу
-Зачем тебе денежка?
-Иголочку куплю
-Зачем тебе иголочка?
-Мешочек шить
-Зачем тебе мешочек?
-Камешки бросать
-Зачем тебе камешки?
-В твоих детушек бросать.
-Что они тебе сделали?
-Они через забор в огород ко мне лазят
-А ты делал бы забор выше, не то лови их.
Коршун старается поймать цыплят.
Наседка защищает их, двигаясь на встречу коршуну, за ней двигаются все цыплята.
Целая группа игр построена на движении.
Это «Пятнашки» или «Салки», «Колдуны».
Один выбирается пятнашкой или салкой.
Он догоняет кого-либо и дотрагивается до него рукой (пятнает, салит). Тот, кого запятнали, становится пятнашкой: в игре «Пятнашки с домом» нельзя пятнать того, кто забегает в условное место «дом». «Пятнашки с другими признаками: нельзя пятнать если сказано: «Чур меня», «Только не меня», если играющий положил руку на спину, если поднялся с земли (например влез на скамейку) или остановился в неподвижной позе. В игре действует обычно только одно из правил. Разновидность такой игры «колдуны». Тот, кого запятнали, стоит на месте неподвижно до окончания игры, то есть пока всех не «заколдуют».
Последний «заколдованный» становится «колдуном». Во всех играх с движением надо ограничить пространство: оно должно быть не большим, для того что бы дети не устали и игра протекла оживлённо.
Народные детские игры имеют такую особенность: игре предшествует игровой зачин, «игровая прелюдия». Речь идёт о всем с детства известной «считалке». Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей, подобно присказке которая вводит детей в сказку. Стоит понаблюдать началу детской игры, как бросается в глаза какая то таинственная возня, в которой заинтересованы все дети и только после которой они начинают игру. Это дети «считаются». Они встают в круг, в ряд или садятся на скамейку, лужайку, и один из них выходит в середину, громко, чётко выговаривает слова, произносит на распев считалку например:
Заяц бегал
По болоту
Он искал себе
Работу
Да работы не нашёл
Сам заплакал и пошёл.
или:
Мальчик с пальчик
Нашёл стаканчик
Стакан разбился,
Лимон покатился
Стакан, лимон
Выйди вон.
Тот, кто произносит считалку при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочерёдно рукой к играющим, включая самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим. Если в игре выбираются двое водящих, например, в «Кошки и мышки», то сначала выбирают мышку, за тем считаются еще раз и выбирают кошку.
Если участников игры не много, то считаются по другому: произносят считалку, а на кого попадает последнее слово тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий. Он должен водить- ловить мяч, догонять убегающих, быть коршуном или наседкой.
Некоторые считалки содержат в себе вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчёта, на пример:
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задумывайся!
На кого пали слова: «не задумывайся!», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа лучше не называть, иначе придётся долго считаться.
Или такая считалка:
В это маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души?
Тот на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а должен выбрать что ни-будь из этой корзинки. Считалку начинают снова, но уже с того, кто выбирал.
Очень интересны считалки на кулачках. Например, :
Шла кукушка
Мимо сети
А на нею
Малы дети,
Все кричали
Ку-ку-лак!
Отжимай
Один кулак
Играющие при этом выставляют вперёд сжатые кулаки. Считающий на первое слово ударяет сверху левым своим кулаком по правому, на второе слово-наоборот; на третье своим правым кулаком по кулаку левого соседа, за тем начинает по кругу легонько стукать по всем выставленным кулакам. На чьём кулаке считалка кичится, тот его разжимает и прячет руку за спину. Считалка говорится снова. Так постепенно кулаки опускаются, а кто опустит оба-выходит. Считалка трудная но за то очень интересная. И долгая, почти как игра получается. Считаться ею лучше тогда, когда детей не слишком многою
Дети также могут испытывать друг друга в молчании. Кто дольше всех промолчит, тому и водить. Примечательно, что ведущая роль остаётся за самым выдержанным и терпеливым. При игре в молчанку применяется припевка:
Кто засмеются
Губа задерётся
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать
В выборе водящего может помочь и жеребьёвка. Жребий-это условный знак, какой ни будь предмет, на пример дощечка, или палочка. Жеребьёвку можно проводить по-разному. Вот как это делается. Берут столько одинаковых палочек, спичек или травинок, сколько собралось играющих. Потом одну обламывают, чтобы она стола короче других и все их зажимают в кулак, выравнивая наружные концы. Затем поочерёдно тянут жребий. Кто вытянет единственную короткую, тот и водит.
Можно и по-другому. Отрывают несколько бумажек и на одной ставят крестик. Потом их все сворачивают, кладут в коробку, шапку или карман и перемешивают. Водит тот, кто вытянет отмеченную бумажку.
Часто для игры собирается пять человек, тогда можно применить самый простой и быстрый способ жеребьёвки. Кто-нибудь незаметно от других намажет себе один палец мелом или карандашом, подходит к остальным со сжатым кулаком и говорит: «Разогни палец». Каждый по очереди разгибает по одному какому-нибудь пальцу. Кто разогнёт запачканный, тому и водить а если отмеченный палец остался не разогнутым то водит сам загадавший.
Бывают и другие жеребьёвки. Их называют угады. Один из играющих берёт жребий и прячет его за спиной. В какой руке жребий, никто не должен знать. Затем жеребьёвщик, держа руки за спиной, говорит: «Кто вытянет жребий, тому и водить!». К нему подходят двоя играющих, жеребьёвщик спрашивает «В правой или левой руке?» Один берёт в правой, другой-в левой руке. Жеребьёвщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Угадавший выигрывает спор.
Есть не мало подвижных игр, где все играющие делятся на группы, команды. В таких играх сначала выбирают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков поровну что бы никому не было обидно, помогают сговорки.
Играющие длятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «мухомором», а другой «змеем горынычем». Можно придумать и смешные клички, например, «Степан-великан», «усатый таракан». Сговариваться надо тихо, что бы не слышали ведущие. За тем дети идут к ведущим и спрашивают, кого же выберут, чаще в форме рифмовки, например:
Из ведра ерша
Или из корзины ежа?
или:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Что бы ведущие не назвали одновременно одного и того же игрока, они договариваются кто первым будет выбирать и в какой паре: один выбирает в первой паре, другой-во второй.
Все эти приёмы, употребляемые в народных играх, показывают, как глубока и интересна их педагогика.
Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Так, например, в «Жмурки», «Прятки», «Кошки-мышки» с удовольствием играют и дошколята и не менее охотно, школьники.
По-видимому, такое широкое применение этих игр во всех возрастах и обеспечивает их сохранение и передачу из поколения в поколения.
Таковы особенности народных игр. Их высокие педагогические достоинства несомненны.