Кравченко Вера
Приобщение детей к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к русской народной культуре в наше время является важным педагогическим вопросом современности, так как, если не уделять этому должного внимания, то в будущем может произойти утрата исторического наследия русского народа. [1, с. 45].
В настоящее время родители мало читают детям русские народные сказки, редко беседуют с детьми о русском народном быте и творчестве. Дети плохо запоминают, часто не могут ответить на вопросы о сюжете сказок, редко проявляют нравственные качества, дети не всегда проявляют сочувствие к сверстникам, родителям.
Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре» размещена в разделах
Русская народная сказка – является наиболее подходящим средством приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Чтение сказок способствует развитию личности ребёнка, даёт возможность узнать о русском быте людей, культуре, творчестве. Сказка помогает воспитывать нравственные качества такие как: трудолюбие, доброжелательность, сопереживание и так далее.
В истории дошкольной педагогики проблема приобщения детей к источникам русской культуры всегда была одной из актуальных. Данная проблема не нова в плане в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Общеизвестное выражение «Всё начинается с детства» в данном случае оно актуально. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее подходящий для развития и воспитания ребёнка. Одна из важнейших задач образования – нравственное воспитание подрастающего поколения.
Данной проблемой занимались многие учёные, педагоги.
А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях.
В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. [2, с. 129]
Наиболее важным в педагогической теории, по мнению К. Д. Ушинского, культура русского народа, которая является богатым материалом для воспитания любви к Родине. Система воспитания детей в каждой стране связана с условиями исторического развития народа, с его потребностями. Воспитание подрастающего поколения на традициях местного культурного материала.
Сказка - это помощник в знакомстве ребенка с национальной культурой, Издавна говорилось: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сказки передают от поколения к поколению основные нравственные ценности, такие как: добро, беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать и ценить друг - другу, смело бороться со злом, не лениться, уметь трудиться, сопереживать ближним.
Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, духа, традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущественно - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – матерей.
В системе работы дошкольного образовательного учреждения, в работе над изучением сказок используется совместная с родителями деятельность, основанная на приобщении детей к истокам русской культуры, через чтение русских народных сказок, а так же с использованием театрализованной деятельности. Именно эта деятельность включает в себя все важнейшие аспекты воспитания, прежде всего нравственных качеств. Планируется чтение детям русских народных сказок, беседа о прочитанной сказке, пересказ, рассматривание иллюстраций, что помогает больше изучить быт русской избы, показ сказки с помощью кукольного театра, игры драматизации и закрепление чтением сказок дома с родителями.
Так во время чтения русской народной сказки «Теремок» дети учатся быть гостеприимным и дружелюбным, добрыми, жить сообща. Быть вежливыми.
В сказке «Курочка ряба» : курочка успокаивала дедушку и бабушку, тем самым дети учатся проявлению таких нравственных качеств как сочувствие, сопереживание.
Сказка «Колобок» учит детей не убегать от взрослых, быть более осторожным с незнакомцами, а так же преодолению трудностей. Колобок помогает ребенку наиболее правильно вести себя в сложной ситуации, искать выход. Учит тому, что хвастовство, до добра не доведет. Всегда найдется тот, кто будет слушать хвастуна и ждать удобного случая.
Всё это ребёнок сможет понять и усвоить только при комплексной, совместной работе воспитателя с родителями. Важно, после окончания чтения сказок, проводить беседу с детьми о прочитанной сказке. Как правило, дети с интересом делятся своими впечатлениями. Находят хорошие и плохие поступки, качества героев. После повторного чтения сказок, пересказа, рекомендуется провести театрализованные представления, где ребёнок перевоплощается в героев, и обыгрывали сюжет, что благоприятно влияет на развитие культуры речи детей, памяти.
Таким образом, использование русской народной сказки приобщает детей к истокам русской культуры, дает ребенку возможность узнать о русском быте, традициях, так же использование сказок помогает воспитывать нравственные качества личности. Читая детям сказки, мы помогаем всестороннему развитию личности.
Библиографический список
1. Ушинский. К. Д. Воспитание человека /К. Д. Ушинский. - М. : Карапуз, 2000.
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост. В. В. Гербова и др. – М. : Оникс, 2011.
3. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2009.
4. Лихачёв, Д. С. Русская культура /Д. С. Лихачёв. – СПб. : Искусство, 2007.
5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.