Анастасия Прозорова
Мастер-класс для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
— расширять знания родителей о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки)
— знакомить родителей с народными играми, обрядами, праздниками, привлечь к участию в них (пословицы, поговорки, загадки)
— повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.
Предварительная работа к собранию:
Публикация «Мастер-класс для родителей „Приобщение детей к народным традициям“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
2. Выставка детских работ по темам «Синяя Гжель», «Хохломские узоры», «Дымковские игрушки», «Русский перепляс»
3. Разучивание русских народных игр, песен, хороводов, закличек.
4. Чтение и пересказ русских народных сказок, их обыгрывание.
Ход собрания:
В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как злость, равнодушие, тревожность.
Ребенок будет развиваться гармонично, когда будет учитываться согласование развитие духовно – нравственной и интеллектуальной системы. Я уверена, в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребёнка без опоры на традиционную этику.
Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести? Слово «традиция» (в переводе с латинского «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиций выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры : фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения человеческих отношений.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о честности, мужестве. Игра всегда была спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций и обладала воспитательной силой.
С первых дней жизни ребёнок оказывается во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на музыкально – поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок, былин.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. В них заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового семейного воспитания.
Загадки выполняют две основные функции: во первых, развивают догадливость, сообразительность, сметливость, а во вторых, открывают поэтическую сторону в предметах и явлениях.
Таким образом, древнерусские традиции, воспитывают поколения русских людей, передавая накопленную веками мудрость.
После сообщения воспитатель предлагает родителям привести примеры из собственного опыта, какие они используют народные средства в воспитании детей.
Вспоминаем поговорки, пословицы, загадки, потешки, народные песни. Родители
рассказывают в каких ситуациях используют народные средства.
Викторина «Заморочки из бочки» : (родители вытаскивают вопросы и отвечают)
Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
Главная роль в народной игре? (водящий)
Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость
Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).
Воспитатель предлагает поиграть родителям в дидактические игры.
1.«Собери целое»
Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.
Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия ( вариант: кто быстрее, назвать вид росписи.
2.«Дорисуй рисунок»
Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.
Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.
Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.
Мастер-класс по изготовлению игры «Декоративное домино».
Игра с родителями «Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали.
Потому что …. (поиграли).
Много нас собралось вместе
Было очень … (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы…. (узнали).
Спасибо за внимание!