Котельникова Светлана Николаевна
Приобщение детей к истокам народной культуры через вышивание якутских орнаментов
▼ Скачать +Заказ
Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через вышивание якутских национальных орнаментов.
Идея приобщения детей к вышиванию якутских орнаментов – показать детям красоту, изысканность народного творчества. В современный век, в век технических открытий и новых технологий, покажется очень странным возрождать к разным видам рукоделия. По своей простоте это занятие очень близко человеку. Женщины с давних времен все умели вышивать. Этим занимались в каждом доме и старались совершенствоваться в этом умении. И передавалось это искусство из поколения к поколению. У девочек вырабатывалось трудолюбие, терпение, усердие, что было наилучшим качеством девушек.
Публикация «Приобщение детей к истокам народной культуры через вышивание якутских орнаментов» размещена в разделах
Сейчас вышиванием занимаются уже не все, и мало кто интересуется этим. Родители не обучают детей вышивке и не понимают кaкое важное воздействие оказывает этот труд. Да и воспитатели не все берутся за это дело так, как работа с иглой не безопасно и имеет индивидуальный подход. Да, это отнимает много времени и сейчас проще купить готовые вещи. Дети приобретают навыки и умения ручного труда.
Актуальность. Необходимость развития у детей интереса к народному творчеству.
Проблема. Угасание интереса в обществе к вышиванию, шитью и работой пяльцами.
Гипотеза. Формирование интереса якутским национальным видам творчества способствует духовно нравственному развитию и эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для восстановления нарушенной в последние годы связи поколений, приобщения детей к культурному наследию якутского народа.
Цель. Знакомство детей с якутскими орнаментами, формировать устойчивый интерес к народной культуре, умение работать с иглой и пяльцами. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Задачи. Развитие у детей творческих способностей, чувство цвета, художественный вкус. Формировать интерес к вышиванию, к разнообразию элементов якутских узоров. Развивать навыки вышивания узоров, развивать эстетический вкус. Воспитывать уважение к труду якутских мастеров шитья.
Материал. Консультационная работа с родителями и взаимодействие с социумом. Подбор фотографий, слайдов, иллюстраций, художественной литературы, сюжетно- ролевых игр, коллекций кукол, организация выставки, музыка, песни.
Принципы построения данной работы. Сохранение национальной культуры через вышивание и знакомство с якутскими узорами. Продолжительность проекта два учебных года, начиная со старшей группы.
Первый этап проекта. Сентябрь – октябрь. Подготовительный этап. Нацелен на воспитание у детей чувства гордости за родную Республику, и его мастеров шитья, красивые национальные костюмы, предметы быта, изделия из меха и кожи, рассматривание вышитых изделий. Обуви, коврики и т. д. Для этого я организовала цикл бесед и мероприятий:
- Народные праздники «Ысыэх» :
- Посещение музея;
- Чепраки для якутской лошади;
- Якутские мастерицы за шитьем;
- Моя родная Якутия;
- Чтение якутских сказок;
- Рассматривание иллюстраций;
- рисование якутских Орнаментов;
Второй этап работы ноябрь- декабрь. Задачи второго этапа состоит в том, чтобы закрепить знания детей о якутском национальном костюме, декоративных элементах якутского костюма, обогатить речь, используя фольклорные произведения (песни, танцы, мелодии).
- Познакомить с пяльцами и иглой, ниткой для вышивания. Сосредоточить внимание на объекте через игры и творчество.
- Дидактические игры «составь узор», «наряди куклу».
- Непосредственную образовательную деятельность «Рисование якутских узоров», аппликация «придумай узор на полоске». Вырезание узоров.
- Рассматривание орнамента на платьях, на шапочках, на обуви сшитые из бисера.
- Расширение партнерских отношений с родителями, привлекать к участию к выставкам и конкурсам. «Кукла в национальном костюме» .
- к изготовлению костюмов для детей для участия в конкурсе «Показ мод». Участие в праздниках.
- Посещение краеведческого музея, что способствует расширению представления о якутской культуре, о праздниках, об одежде, об элементах и разных предметах посуды. Это дает возможность осознать, что необходимо беречь и хранить то, что веками составляло жизнь и формировало характер жителей Якутии, что определяет нашу народную культуру.
Весь остальной этап это третий. Создание условий для вышивания. Обогатили знания детей, приобщив к народной культуре, переходим к реализации проекта. Наносим рисунок на ткань, подбираем нить, закрепляем ткань на пяльцы. Простейшим швом «Вперёд иголку» начинаем показ ребенку технику вышивания. С каждым ребенком индивидуально. В процессе освоения в подготовительной группе можно вышивать с подгруппой.
У детей возникает желание вышивать и дома.