Шитова Оксана
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством изготовления народной тряпичной куклы
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад №7 «Алёнушка»
г. Белая Холуница Кировская область
Слайд 1 Опыт работы
Шитовой Оксаны Анатольевны, воспитатель.
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
посредством изготовления народной тряпичной куклы.
Актуальность
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством изготовления народной тряпичной куклы» размещена в разделах
Слайд 2 На со временном этапе возникает проблема, которая заключается в том, что общество и особенно важно, дети мало знают о родном крае, городе, особенностях народных традиций и часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Услышав слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники.
Дошкольный возраст – это период активной социализации ребенка, вхождения его в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Поэтому, приобщение детей к истокам народной культуры можно назвать одной из важнейших задач современной дошкольной педагогики.
Слайд 3 Воспитание дошкольников на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества и определяющего будущее нашего народа. Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа.
Частью культурного национального наследия является народная тряпичная кукла. У каждого народа кукла имеет свои характерные особенности, которые зависят от национально – психологических черт и культуры народа. Вековой опыт показывает, что кукла, являлась первым средством воспитания. Куклы нас развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком.
Слайд 4 Исходя из этого, я определила целью своего опыта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи, которые вы можете изучить на слайде:
Изучение опыта педагогов других детских садов позволило сделать вывод, что занятия с применением народной куклы, являются эффективным средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о народной культуре.
Слайд 5 Проанализировав психолого – педагогические исследования я выяснила, что формирование представлений детей о народной культуре имеет большое значение для патриотического воспитания. Как отмечают исследователи З. И. Зимина, А. Д. Синявский и Е. А. Флерина, это: воспитание любви к народным традициям, промыслам; формирование чувства ответственности и гордости за достижения страны, а также чувства уважения к другим народам, культурам, традициям. Современному ребенку, эти знания и умения просто необходимы. Можно сделать вывод о том, что тряпичная кукла — это игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны в народной педагогике.
Слайд 6 В начале прошлого учебного года я провела диагностику среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задавались вопросы, уточняющие их знания о традиционных предметах быта, одежды, занятий, о народной тряпичной кукле. А экспериментальная ситуация «Выбери праздник» позволила выявить уровень развития у детей представлений о праздниках и обрядах русского народа.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить у детей 6 лет повышенный интерес к изучению народных традиций. Данные результаты убедили меня в необходимости проведения целенаправленной, комплексной работы с дошкольниками по формированию у них представлений о культуре русского народа.
Слайд 7 Исходя из полученных данных я составила перспективный план работы, часть плана вы можете изучить на слайде. Он построен на обучении детей изготовлению народных тряпичных кукол по принципу: от простого к сложному. Темы занятий с детьми составлялись с учетом календарных народных праздников, а также с учетом народных традиций, которые приняты в быту жителей города Белая Холуница.
Слайд 8 Проводимые мероприятия, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными праздниками, народными обрядами. Так, например, во время проведения занятия на тему «Как жили люди на Руси?» я знакомила детей с историей русского народа, с избой, её убранством и особенностями устройства народного быта, обычаями и традициями сельской семьи прошлого. На протяжении всего занятия дети были увлечены и с интересом принимали активное участие в беседе.
На занятии «Секреты бабушкиного сундучка» я познакомила детей с разновидностями народных тряпичных кукол. Ребята узнали, почему раньше куклы были без лица и из чего их делали, сравнивали современных и народных кукол, а так же познакомились с принципами их изготовления. В процессе изготовления куклы «Пеленашки», не все дети сразу справились с поставленными задачами. Потребовалась помощь в закреплении деталей нитками, завязывании узелков. Работая руками, дети получили ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, я делал и у меня получилось!».
Слайд 9 Так же мы с ребятами подготовили театральную постановку сказки «Кукольный спор». Представление имело успех среди воспитанников нашего детского сада. Мы получили много положительных отзывов от детей и педагогов. Считаю, что это неоценимый опыт и планирую продолжать использовать данную форму работы. Как подведение итогов полученных знаний о народной культуре, традициях и тряпичных куклах со своими воспитанниками я провела викторину «Преданья старины глубокой».
Слайд 10 Родители тоже не остались в стороне. В январе прошлого года прошёл совместный досуг «Рождественские посиделки». Мы показали представление «Пришла Коляда, отворяй ворота». Ребята продемонстрировали знание народных обычаев, игр, колядок. Мы подготовили презентацию о том, как прошла наша рождественская неделя, где было наглядно показано, что мы узнали нового, чему научились. А так же организовали чаепитие при свечах с рождественскими пряниками «Козули», которые ребята сами испекли по старинному рецепту. В конце мероприятия родителям подарили этот рецепт, что бы они могли дома вместе с детьми испечь эти пряники для своих родных.
Кроме того, для родителей была проведена консультация на тему «Мудрые игрушки наших предков», мы сделали обзор народных игрушек, а так же привели примеры «антиигрушек» и то, к чему такие игрушки приводят. Во время проведения консультации я предложила родителям самим смастерить куклу «Хороводницу», которая является не просто игровой народной куклой, но и своеобразным тренажёром из прошлого для развития мелкой моторики рук. Очень порадовало, что некоторые мамы сказали, что теперь будут более тщательно подходить к выбору игрушек для своих детей.
Для педагогов детского сада я провела мастер - класс «Методические приемы обучения дошкольников при изготовлении тряпичных кукол». В ходе, которого поделилась опытом применения различных методов и приемов. С коллегами мы научились делать тряпичных кукол «Хороводница» и «Зайчик на пальчик».
Слайд 11 А ещё в своей группе мы организовали выставку народных кукол, которая регулярно пополняется новыми экземплярами. Там представлены «обереговые», «обрядовые» и «игровые» куклы. В изготовление кукол под моим руководством участвовали дети старшей группы и их родители. Ребятам так понравилась выставка кукол, что они предложили поделиться полученными знаниями и умениями с другими детьми. Так родилась идея провести экскурсию для других групп. Наша экспозиция нашла положительные отклики и пользуется большим успехом.
Слайд 12 Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что дети лучше стали знать предметы старины и для чего они были предназначены. Так же ребята стали лучше знать традиции и обычаи, которые мы до сих пор соблюдаем в народные праздники. Ребята знают названия народных тряпичных кукол и их предназначение. Проведенная нами работа доказала: что включение детей в совместную деятельность с педагогом по созданию кукол, с учетом календарных и региональных особенностей, способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о народной культуре.
Слайд 13 Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций.
Слайд 14 Считаю, что поставленные цель и задачи выполнены. В процессе выполнения мы узнали некоторые секреты народных мастеров, научились подбирать ткани, делать кукол с помощью различных техник. А еще мы сделали вывод, что создание кукол – это кропотливая и тонкая работа не только для рук, но и для души и сердца.
Спасибо за внимание!