катя щукина
Приобщение детей дошкольного возраста к инженерно-техническому творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать»
Л. Н. Толстой.
Игровой мини-проект по конструированию в свободной деятельности «Играть! Удивляться! Узнавать!»
Тип проекта: краткосрочный (октябрь – ноябрь 2021 г.)
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители
Актуальность
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к инженерно-техническому творчеству» размещена в разделах
Современное дошкольное образование требует от педагогов внедрения новых технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном процессе. При этом необходимо развивать не только личность ребенка, но и его познавательные интересы и способности. Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество. Разнообразные виды конструирования стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, фантазию, способность к интерпретации и самовыражению, создавая свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Новизна
В процессе технического творчества, новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
Цель: Приобщения детей старшего дошкольного возраста к инженерно-техническому творчеству через разнообразные виды конструирования.
Задачи:
- развивать умение анализировать собранный предмет, выделять его характерные особенности, основные части; устанавливать связь между их назначением и строением;
- развивать фантазию и воображения детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора;
- активизировать и развивать индивидуальные склонности и возможности воспитанников в самостоятельной деятельности;
- раскрывать творческий потенциал детей, фантазию, пробуждать добрые чувства к созиданию;
- формировать основы технической грамотности детей;
- освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами в виде игрового оборудования;
оценка результативности системы работы по приобщению детей к техническим наукам средствами игрового оборудования.
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Строительные наборы, конструкторы: деревянный напольный; деревянный настольный; пластмассовые (с различными видами крепления, Лего-конструктор, конструктор Трубочки, к-р BONDIBON; к-р фрутокрышки и др.
Оборудование и материалы: детские игрушки, машинки для обыгрывания построек; картотека схем и чертежей;
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- образцы;
- необходимая литература;
- схемы;
- компьютер
Формы организации детского конструирования:
1. Игра «Межгалактические корабли»
2. Игра «Строим мини-отель»
3. Игра «Робот»
4. Игра «Конструируем из трубочек небоскреб»
5. Игра «Домики для смурфиков»
6. Игра «Строительство фермы»
7. Игра «Летательные аппараты будущего»
8. Игра «Цветы ко Дню Матери»
9. Игра «Домик для зайчишек» и др.
1 этап Организационный
• Изучение и подбор методической литературы по теме проекта.
• Разработка дидактических игр для детей 5-6 лет
• Создание условий предметно-развивающей среды для реализации проекта (подбор схем и иллюстраций, наборов конструкторов)
• Анкетирование родителей
2 этап Практический
• Организация свободной конструктивной деятельности детей
• Организация выставки построек в соответствии с игровой темой
• Консультирование родителей о работе детей с конструктором Лего
3 этап Результативный
• Фотовыставка детских построек «Я сделал сам!»;
• Создание фотоальбома совместной деятельности детей и родителей» (Приложение 3)
Результативность
1. Дети создают конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
2. Применяют разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
3. Стремятся стать участниками коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
4. Повысилась способностей детей к моделированию через познавательный интерес к Лего – конструированию.
Продукты реализации игрового мини-проекта:
1. Выставка детских поделок.
2. Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Мы строили, строили и, наконец, построили»
3. Оформление фотовыставки «Наши лучшие постройки»
Вывод:
В ходе свободной и образовательной деятельности дети становятся строителями и архитекторами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Также, использование разнообразных конструкторов и Лего в свободной и образовательной деятельности дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, выбору будущей профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO) : методическое пособие /Л. Г. Комарова – М. : Линка-Пресс, 2001.
2. Фешина Е. В. Лего – конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. :Сфера, 2011. – 243 с.
3. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО : пособие для педагогов-дефектологов/ Т. В Лусс, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - М. : ВЛАДОС,2003г.
4. Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013г.
5. Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала»
(подготовительная группа) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64с. ;Учебный план 2 год
Интернет – ресурсы:
https://studopedia.ru/3_74633_konstruirovanie-v-svobodnoy-deyatelnosti.html
https://education.lego.com/ru-ru/support/earlylearning
https://robot-ik.ru/UPLOAD/2018/08/06/planeta-steam-kniga-uchitelya.pdf
Приложение 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и других материалов игрушки и используют их в своих играх и т. д.).
Игры раскрывают ребенку практическую целесообразность кон-струирования, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретенные на занятиях.
Но игра в то же время ставит перед детьми новые конструктивные задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Например, на занятиях дети научились строить пароход, передавая основные его признаки. А в игре им понадобились и большие, и маленькие пароходы, и пассажирские, и грузовые. Пришлось думать, как знакомый образец парохода изменить в соответствии с новым замыслом.
В игре конструирование представляет собой динамический про-цесс: одну и ту же постройку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней. При этом постройки детей, как правило, значительно сложнее тех, ко-торые им были даны на занятиях.
На занятиях каждый ребенок может проявить свою индиви-дуальность только в рамках тех задач, которые перед ним ставятся; в игре же ребенок сам выбирает тему постройки, сам придумывает конструкции, самостоятельно решает конструктивные задачи. Поэтому в играх наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности ребенка, выявляются его интересы и склонности, знания и представления. Конечно, все это происходит при условии внимательного руководства педагога, направляющего инициативу и творчество.
Интерес к конструированию приобретает также устойчивый ха-рактер благодаря влиянию детей друг на друга. Успехи отдельных детей вызывают у остальных желание что-то сделать так же хорошо, воодушевляют их.
Самостоятельные игры доставляют детям много радости, сопровождаются богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они получают удовлетворение от результата своей работы.
В самостоятельных играх создаются благоприятные условия для объединения детей, что помогает более полноценно использовать постройки.
Систематическое руководство педагога игрой необходимо и в старшей и в подготовительной к школе группах.
Иногда педагог может принимать активное участие в строительных играх детей этого возраста. Включаться в игру нужно так, чтобы не изменить ее содержания, не навязывать свою тему, а вместе с детьми сооружать постройки, которые они задумали. Советом, наводящим вопросом педагог напоминает, как определить размер постройки, наметить интересные объекты, более точно воспроизвести увиденное, правильно распределить обязанности.
Дети подготовительной к школе группы критически оценивают результаты своей работы, но не всегда могут преодолеть встре-чающиеся у них затруднения и, зная, что педагог готов оказать им помощь, сами обращаются к нему с вопросами, если испытывают трудности в их разрешении: «Как нам дорогу сделать для трамваев, чтобы и машины могли ходить?»
Иногда педагог может подсказать сюжет будущей игры, используя чтение художественной литературы, и вместе с детьми обсудить предстоящую игру, отобрать нужные материалы для построек.
Для развития игр старших дошкольников можно использовать альбом с фотографиями разнообразных построек из набора А. П. Могилевского. Альбом не предназначается для копирования изобра-женных в нем построек: дети лишь заимствуют некоторые темы, способы украшения конструкций и т. д., обогащая этим свой строительный опыт. Желательно в группе иметь и альбом с фото-графиями, в котором способы конструктивного решения не показаны. Эти фотографии помогают найти общие конструктивные решения, а способы дети находят сами.
Иногда у детей бывает потребность поиграть в одиночку. В ин-дивидуальных строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою индивидуальность.
Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей застенчивых, нерешительных, так как дают им возможность про-бовать свои силы, видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Индивидуальные игры привлекают к себе внимание других ребят, которые наблюдают за работой. Они отгадывают, что строится, что будет строящий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным материалом не мешают развитию коллективных игр, напротив, они дополняют друг друга. Часто дети, увлекающиеся индивидуальной стройкой, одновременно любят участвовать и в коллективных постройках.
Характерной особенностью коллективного конструирования в игре является то, что здесь не только деятельность каждого ребенка подчиняется общей цели игры (когда каждый ребенок строит свою постройку в соответствии с общим сюжетом, как это происходит у малышей, но и самый процесс создания постройки преимущественно выполняется детьми совместно. Так, например, дети строят для своих игр теплоход, зоопарк, детский сад, театр и т. д. В процессе стройки у детей возникают некоторые затруднения, которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть. Одним из таких затруднений является неумение детей распределять обязанности.
Иногда в коллективных играх детей со строительным материалом одни сооружают постройку, другие же только подают материал. Это может привести к отрицательным последствиям. Дети, не умеющие строить, привыкают к роли помощников, у них не формируются конструктивные навыки, кроме того, развиваются нежелательные качества личности, они малоактивны, не умеют проявлять самостоятельность, инициативу в осуществлении задуманного.
Задача педагога заключается в том, чтобы организовать взаимоотношения детей на основе активного участия каждого ре-бенка в создании и осуществлении строительного замысла; не до-пускать такой совместной работы, когда одни строят, а другие лишь помогают.
Почему в процессе стройки у детей могут складываться такие неправильные отношения? Это объясняется рядом причин. У до-школьников не сразу развивается умение согласовывать свои замыс-лы. Собственный замысел в первое время особенно сильно захваты-вает ребенка, поглощает все его внимание, и это затрудняет обмен мыслями с товарищами, осознание себя частью коллектива.
Осуществление совместных замыслов затруднено из-за отсутствия необходимых конструктивных умений. И дети, которые начали стройку с самыми радостными намерениями, испытывают горькое разочарование, когда видят, что получается совсем не то, что они предполагали. Поэтому важно на занятиях добиваться усвоения программы всеми детьми.
На взаимоотношениях детей в процессе стройки отражаются некоторые особенности характеров детей. Застенчивые, нереши-тельные, не уверенные в себе дети не решаются высказывать свое мнение, а тем более отстаивать его. Наоборот, дети, уверенные в себе, решительно принимаются за стройку, смело рассказывают о своих планах, проявляют настойчивость в исполнении их. Если педагог не руководит взаимоотношениями детей, эти черты характера закрепляются, и интерес к строительным играм у малоактивных детей снижается. Поэтому очень важно дать возможность высказаться неуверенным детям, обращаясь к ним с вопросами типа: «А как ты думаешь, Слава? Какой материал нужен?», «Нина, а как бы ты это сделала и почему?» и т. п.
Необходимо содействовать тому, чтобы в сюжетные игры детей включалась не только стройка, но и конструирование из бумаги и других материалов. По совету педагога дети могут сделать, например, для игры в пароход много дополнительных предметов: рупор, часы, телефон, бинокль, матросские шапочки, спасательные круги, якорь и т. п. При этом педагог должен быть не только советчиком, но и активным помощником (подсказывать конструктивные решения, делать наиболее трудные поделки и т. д.).
Сочетание обучения конструированию на занятиях и целена-правленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструи-рованию.
Приложение 2
Анкета для родителей
«Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
Да - нет - частично -
2. Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду :
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами:
б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;
в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;
г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения?
З. Насколько важны, по-Вашему мнению, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чем заключается их важность?
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?
Да - нет - частично -
5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
6. Какие конструкторы есть у Вас дома?
7. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребенок?
8. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию вместе с ребенком? ___
9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков вашего ребенка?
- консультации
- мастер – классы
- открытые просмотры
- другое
Благодарим за сотрудничество!