Приложение МААМ

Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

Кукла Полина Г
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Принцип – это совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для развития личности.

Любое занятие с ребенком должно опираться на определенные принципы. С одной стороны, при проведении занятий педагог имеет право на творчество, а с другой – он должен придерживаться принципов построения и проведения занятий с детьми первого и второго года жизни.

Так, специфика обучения в специализированном Доме ребенка заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но и в самой организации учебного процесса.

Публикация «Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка» размещена в разделах

Поступательное прогрессивное психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только при общении со взрослыми и осуществляются прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей, т. е. в ней создаются наиболее благоприятные условия для формирования у личности психологических новообразований возраста. При наличии определенных, строго продуманных условий жизни и деятельности ребенка все дети обнаруживают способность к развитию, которое в значительной степени определяется особенностями обучения, воспитания, общения.

При построении занятий с детьми данного возраста немаловажным является повторяемость программного материала. Неблагоприятный анамнез (социальный и биологический, особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в Доме ребенка влияет на объем внимания, его устойчивость, память и восприятие. Поэтому занятия должны строится так, чтобы повторение одних и тех же заданий проходило в новых ситуациях, на новых предметах. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации.

Важным условием правильной организации занятий на первых годах обучения является игровая форма занятий. Играя, ребенок воспринимает впечатления от окружающего его мира, перерабатывает их и реагирует на них движениями, выражением чувств, голосом. Таким образом, игра – это способ восприятия и изучения ребенком мира [ 1,5 ].

На занятиях с детьми необходима смена видов деятельности, чтобы не переутомлять ребенка, сохранить интерес к занятию.

Важен учет общего (физического, соматического) состояния ребенка, его характерологических особенностей. При работе с детьми учитывается ведущая деятельность возраста. Темпы перехода от одного вида деятельности к другому зависят от уровня речевого развития. Речь ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми и для каждого этапа взаимодействия характерна та деятельность, которая связана с развитием речи.

Одним из принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом, так как в раннем возрасте дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта. Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности на занятиях, необходимо показывать в действии, движении, сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самого ребенка.

Следующим является принцип онтогенетического развития. Коррекционное воздействие должно быть направлено на преодоление речевых нарушений с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения. Определяет последовательность предъявления языкового материала в соответствии с той последовательностью, с которой он проявляется в онтогенезе.

Принцип комплексного воздействия реализуется по 2-м направлениям:

1) предполагает включение в работу целого комплекса мероприятий: массаж, специальной педагогической помощи при условии тесного контакта специалистов (мультидисциплинарный подход, скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля по следующим направлениям:

разработка индивидуальной программы ребенка с учетом результатов комплексной диагностики, корректировка этой программы в ходе динамического наблюдения;

совместное тематическое планирование по различным видам деятельности;

использование методов и приемов смежных дисциплин, их включение в структуру работы каждого специалиста;

2) позволяет учитывать состояние двигательных функций, интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, когда в процессе занятия реализуется комплекс задач.

Необходимо применять принцип двигательно-кинестетической стимуляции (Е. М. Ластюкова). Он включает положение о регулирующей функции двигательно-кинестетического анализатора. Используются комплексы упражнений, направленные на развитие речевого механизма с опорой на движения.

При построении занятий с детьми важно учитывать принцип генетического подхода, единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка, поскольку ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших закономерностях психического развития, к которым относить развития, наличия «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных ситуаций и т. д. [2,22 ].

Принцип единства сознания и деятельности предполагает, часто сознание в деятельности формируется, проявляется, функционирует. Поэтому успешность занятий зависит от специально организованной деятельности ребенка.

Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени го возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей [ 3,136 ].

Занятия необходимо проводить с постепенным усложнением материала и каждодневно, при этом особое внимание уделять:

созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;

развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных форм его поведения;

формированию психологической базы речи;

развитию познавательной деятельности;

развитию у ребенка продуктивных видов деятельности.

Таким образом, при построении занятий с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка используются ряд принципов, помогающих эффективно развивать и проводить коррекцию речи детей.

При этом в работе используются особые приемы и методы с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую.

-В зависимости от состояния ребенка дифференцируется структура занятий.

-Учитывается структура ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка, его возраст.

-Занятия составляются и проводятся индивидуально с учетом медицинских показаний, структуры ведущего нарушения, нервно-психического развития ребенка, его индивидуальных и характерологических черт.

Литература

1. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д., Кудрявцева И. И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста. – М. : Развитие и коррекция, 1998.

2. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. –М. : ВУНМЦ, 1996.

3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Владос, 2002.

Публикации по теме:

Мягкая погремушка из бросового материала «Развивающий шар» для детей первого года жизниМягкая погремушка из бросового материала «Развивающий шар» для детей первого года жизни Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами идеей как с помощью бросового материала сделать мягкую погремушку "Развивающий.

Анализ программы от рождения до школы: структура и принципы построения К преимуществам программы «От рождения до школы»,безусловно,следует отнести то,что она охватывает все возрастные периоды физического и психического.

Конспект игрового занятия с детьми второго года жизни «Грузовая машина» Конспект игрового занятия с детьми второго года жизни, тема: «Грузовая машина» Автор: воспитатель Спрыгина А. В. Цели: Продолжать знакомить.

Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизниКонспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизни Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей 2 года жизни. Цель занятия: формировать первичные речевые и слуховые навыки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второго года жизни по физическому развитию «В гости к кошке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29/2 для детей раннего возраста «Рябинка» Конспект непосредственной.

Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию речи детей второго года жизни» С 1,5 года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем.

Общение детей второго года жизниОбщение детей второго года жизни Как же они общаются? Вначале второго года жизни, для малышей характерна иссследовательская активность по отношению к сверстнику: другой.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы для развития мелкой моторики рук 1. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС. Принципы построения Рппс с учетом возрастных особенностей детей Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ СЛАЙД 1 Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний.

Принципы формирования здорового образа жизни ребенка Готовила: Сорокина М. А. воспитатель младшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» Здоровье малыша Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка
Опубликовано: 16 мая 2018 в 10:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Кукла Полина Г (УИ 250123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД