Кукла Полина Г
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Принцип – это совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для развития личности.
Любое занятие с ребенком должно опираться на определенные принципы. С одной стороны, при проведении занятий педагог имеет право на творчество, а с другой – он должен придерживаться принципов построения и проведения занятий с детьми первого и второго года жизни.
Так, специфика обучения в специализированном Доме ребенка заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но и в самой организации учебного процесса.
Публикация «Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Поступательное прогрессивное психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только при общении со взрослыми и осуществляются прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей, т. е. в ней создаются наиболее благоприятные условия для формирования у личности психологических новообразований возраста. При наличии определенных, строго продуманных условий жизни и деятельности ребенка все дети обнаруживают способность к развитию, которое в значительной степени определяется особенностями обучения, воспитания, общения.
При построении занятий с детьми данного возраста немаловажным является повторяемость программного материала. Неблагоприятный анамнез (социальный и биологический, особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в Доме ребенка влияет на объем внимания, его устойчивость, память и восприятие. Поэтому занятия должны строится так, чтобы повторение одних и тех же заданий проходило в новых ситуациях, на новых предметах. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации.
Важным условием правильной организации занятий на первых годах обучения является игровая форма занятий. Играя, ребенок воспринимает впечатления от окружающего его мира, перерабатывает их и реагирует на них движениями, выражением чувств, голосом. Таким образом, игра – это способ восприятия и изучения ребенком мира [ 1,5 ].
На занятиях с детьми необходима смена видов деятельности, чтобы не переутомлять ребенка, сохранить интерес к занятию.
Важен учет общего (физического, соматического) состояния ребенка, его характерологических особенностей. При работе с детьми учитывается ведущая деятельность возраста. Темпы перехода от одного вида деятельности к другому зависят от уровня речевого развития. Речь ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми и для каждого этапа взаимодействия характерна та деятельность, которая связана с развитием речи.
Одним из принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом, так как в раннем возрасте дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта. Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности на занятиях, необходимо показывать в действии, движении, сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самого ребенка.
Следующим является принцип онтогенетического развития. Коррекционное воздействие должно быть направлено на преодоление речевых нарушений с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения. Определяет последовательность предъявления языкового материала в соответствии с той последовательностью, с которой он проявляется в онтогенезе.
Принцип комплексного воздействия реализуется по 2-м направлениям:
1) предполагает включение в работу целого комплекса мероприятий: массаж, специальной педагогической помощи при условии тесного контакта специалистов (мультидисциплинарный подход, скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля по следующим направлениям:
разработка индивидуальной программы ребенка с учетом результатов комплексной диагностики, корректировка этой программы в ходе динамического наблюдения;
совместное тематическое планирование по различным видам деятельности;
использование методов и приемов смежных дисциплин, их включение в структуру работы каждого специалиста;
2) позволяет учитывать состояние двигательных функций, интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, когда в процессе занятия реализуется комплекс задач.
Необходимо применять принцип двигательно-кинестетической стимуляции (Е. М. Ластюкова). Он включает положение о регулирующей функции двигательно-кинестетического анализатора. Используются комплексы упражнений, направленные на развитие речевого механизма с опорой на движения.
При построении занятий с детьми важно учитывать принцип генетического подхода, единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка, поскольку ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших закономерностях психического развития, к которым относить развития, наличия «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных ситуаций и т. д. [2,22 ].
Принцип единства сознания и деятельности предполагает, часто сознание в деятельности формируется, проявляется, функционирует. Поэтому успешность занятий зависит от специально организованной деятельности ребенка.
Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени го возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей [ 3,136 ].
Занятия необходимо проводить с постепенным усложнением материала и каждодневно, при этом особое внимание уделять:
созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;
развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных форм его поведения;
формированию психологической базы речи;
развитию познавательной деятельности;
развитию у ребенка продуктивных видов деятельности.
Таким образом, при построении занятий с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка используются ряд принципов, помогающих эффективно развивать и проводить коррекцию речи детей.
При этом в работе используются особые приемы и методы с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую.
-В зависимости от состояния ребенка дифференцируется структура занятий.
-Учитывается структура ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка, его возраст.
-Занятия составляются и проводятся индивидуально с учетом медицинских показаний, структуры ведущего нарушения, нервно-психического развития ребенка, его индивидуальных и характерологических черт.
Литература
1. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д., Кудрявцева И. И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста. – М. : Развитие и коррекция, 1998.
2. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. –М. : ВУНМЦ, 1996.
3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Владос, 2002.