Кузьмина Татьяна Валерьевна
Формирование музыкально-эстетического сознания детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «эстетика» произошло от греческого aisthetikos — чувство, ощущение.
Музыкальное искусство непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в общем культурном развитии. Музыка — постоянный спутник человека во всей его жизни. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящие время зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.
Публикация «Формирование музыкально-эстетического сознания детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах
Эмоциональной сфере ребенка музыка очень близка. Именно под влиянием музыки развивается его художественно-эстетическое восприятие, богаче становятся переживания.
Мы все понимаем, как важно привить ребенку интерес и любовь к музыкальному искусству! И я, как музыкальный руководитель детского дошкольного учреждения воспитываю у детей музыкальный вкус на музыкальных занятиях, подвожу их к пониманию музыки, формирую эмоциональную отзывчивость через восприятие простейших средств музыкальной выразительности.
Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе. Для этого необходимо создать определенные условия постоянного систематического общения ребенка с ней. Поэтому очень важен подбор музыкальных произведений.
Можно сказать, что к музыкальной деятельности способны все дети и при правильном педагогическом руководстве все они овладивают интонированием, умением слушать музыку, музыкально-ритмическими движениями.
Подведение ребенка к эстетическому восприятию музыки через различную деятельность и формирование эстетического отношения к ней, воспитание музыкального вкуса выливается в сложный педогогический процесс музыкального воспитания в детском саду. Эта работа требует хорошего знания методики музыкального воспитания и правильного применения ее на практике с учетом особенностей ребенка дошкольного возраста.
Поэтому занимаясь с детьми трехлетнего возраста, я должна помнить, что в этом возрасте мышление ребенка отличается конкретностью, все окружающее воспринимается через звуки, цвет, форму все признается в действие, движении, игре. У ребенка трех лет недостаточно развито произвольное внимание, и по этому он не может прослушивать музыкальное произведение от начала до конца, но вот поиграть под музыку, переживать характер музыки в действие, движение, игре — это доступно детям самого раннего возраста. Когда в руках ребенка кукла и звучит колыбельная песня, то я наблюдаю активную реакцию: все дети в ритме музыки, нежно, спокойно покачивают своих кукол. Но вот прекратилась игра, дети остаются спокойными до тех пор пока не зазвучит «Веселая плясовая». Я наблюдаю полную перемену в настроении. Дети с веселыми лицами прыгают, подняв своих кукол. А если звучит «Смелый наездник» Шумана или «Лошадка» Полтоловского, то малыши будут имитировать езду на лошадке, притопывать ногой, прищелковать языком. Отсюда я делаю вывод, что движения помогают восприятию музыки, делают ее более понятной. Ребенок производя соотвествующие движения, слушает музыку; затем, когда она заканчивается, прекращают движения. Это помогает привлечь внимание ребенка к прослушиванию музыки от начала до конца. В нашей работе обезательно нужно учитывать, что маленькие дети ярче воспринемают контрастную музыку, а так как их восприятие происходит в действие, то изменение характера музыки требует и изменения движений. Характерные особенности музыкального образа определяют и особености движения. И этот путь — развития восприятия музыки впроцессе движения — невозможно обойти в работе с детьми — дошкольниками.
Музыкальный образ, ярко выраженная моторика помогают активному восприятию музыки и вырожению ее характера через едиственное доступное иблизкое ребенку — игру. И, тогда я говорю детям: «Звучит тихая, нежная, плавная музыка. Давайте будим укладывать куклу спать. Это колыбельная» или «Вот звучит веселая пляска, мы ее танцевали. Это полька». И в результате не однократного слушания музыки у детей накапливается музыкально-слуховой опыт, выробатываются музыкальные представления, одновременно развиваются и логическое мышление. Научившись слушать музыку и одновременно производить движения, ребенок переживает настроение, передоваемое композитором, он получает удовольствие от прслушивания музыкального произведения. Так как музыка всегда воздействует на ребенка, он внутрене ее переживает откликается на различные настроения того или иного содержания, переданного музыкальными средствами выразительности.
В формировании эстетического восприятия музыки педогогам-музыкантам нельзя забывать, что сама музыка лишена предметности,естественно, это создает особую трудность в восприятии музыки, ведь она отражает окружающую нас дествительность лишь в обобщенном виде.
Нужно также учитывать, что внимательное вдумчивое отношение к музыке у детей формируется лишь в результате систематической работы. Особенно дети любят слушать уже знакомую музыку, любят отвечать на вопросы музыкального руководителя о характере музыки-веселая или грустная и т. д.
Когда я говорю о формировании эстетичного отношения к музыке, о воспитании вкуса, нельзя пройти мимо, обращаю внимание на пение детей, которое является основной музыкальной деятельностью. Ребенок ощущает прелесть пения тогда, когда у него развит музыкальный слух и привиты навыки чистогоинтонирования. Когда он чувствует слияние своего голоса сголосами своих сверстников, у него появляется желаниепеть не только на музыкальных занятиях, но и в игре, и летом на прогулке. Дети поют в свободное время, и это значит что пение доставляет им эстетическое наслождение.
Мы все знаем, что пение — очень сложный процесс, включающий в себя дыхание, артикуляцию, координацию голосового и слухового аппарата, наличие музыкального слуха. И занимаясь пением, необходимо опираться на знание не только физилогических особенностей детского организма, но и на знание психике детей дошкольного возраста, природы возникновения их эстетических чувств, потребностей, склонностей. Мы же знаем, что человек не рождается с теми или иными способностями. Мы знаем, что они формируются в определенных условиях, в которых выробатывается потребность в них и предъявляются трбование в ихразвитии. Врожденными могут быть лишь анатомно-физилогические задатки, которые лежат в основе развития способностей. А уже на музыкальных занятиях в детском саду мы, музыкальные руководители, развиваем эти способности и совершенствуем свойства личности ребенка.
Современная педагогика считает, что музыке как профессии следует обучать детей, имеющих вличение к ней и отличные музыкальные способности, но общее музыкальное воспитание должно распостраняться на всех детей. И главной задачей масового музыкального воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир детей, прежде всего на их нраственность.
В каждом детском учереждении создаются предпосылки для всестороннего развития личности ребенка средствами музыкального искуства. Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянуться к нему. Именно в прцессе систематической работы дети преобретают умение слушать музыку, запоминать и узновать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальней шем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок позноет прекрасное в окружающей дествительности.
Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музакальному произведению, пусть даже к самому простому, как кпроизведению искуства. Поэтому каждая песня, каждый танец должны исполняться детьми эмоционально — выразительно, вызвать у них радость. Музыкальному руководителю нужно всегда помнить, что небрежно исполненые песня или танец теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое — способствует развитию детского творчества. Кроме того познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности преобщает его к миру прекрасного, развивает потребность вносить в музыку свой быт. Таким образом музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.
На музыкальных занятиях дети получают навыки культуры поведения. А постояная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требует от них быстроты реакции, организованности, волевых усилей.
Когда я говорю об эстетическом воспитании ребенка средствами музыки, то не забываю отом, что я имею дело с растущим организмом. На моих музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движения детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка.
Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат и является своеобразным видом дыхательной гимнастики.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно воздействующие на их нервную систему. Музыка влияет не только на слуховой анализатор, но и на общее состояние всего организма, усиливает или ослобляет состояние возбуждения благодаря реакциям, связанным с изменением дыхания, кровообращения. Следовательно, музыкальное воспитание способствует физическому развитию детей. И, наконец, музыка оказывает благотворное влияние на их умственное развитие. В процессе овладения новыми знаниями удетей развивается мышление, память, складывается система понятий.
Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребенка, можно преобщить его к музыкальной культуре, заложить основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет беследно для последуещего развития ребенка, его общего духовного становления.
Отсуствие полноценных впечетлений в детстве с трудом восполнимо в посследствии. Очень важно чтобы враннем детстстве рядом с ребенком оказался чуткий музыкальный руководитель, который смог бы раскрыть перед ним всю красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать!
И хочется закончить свое выступление замечательными словами выдающегося педагога В. А. Сухомлинского: «Эмоциональность натуры, свойственная нраственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напуствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру — воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юнного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и нраственность — это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования.»