Татьяна Белашова
Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития»
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития» размещена в разделах
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Чтобы развиваться, дети должны иметь возможность рисовать, лепить, клеить, вырезать, конструировать, результат этой работы проявится в будущем в совершенно разных областях. Научно доказано, что возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.
Изобразительное творчество — своеобразная детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.
Для чего следует развивать художественно-эстетические способности ребенка? В процессе художественно-эстетической деятельности усваиваются общечеловеческие ценности и нормы, развиваются возрастные личностные качества (восприятие эстетических явлений, образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, опережающая эмоциональная оценка) через ознакомление детей с достижениями культуры и собственную творческую деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому для развития дошкольника разрабатываются всё новые и новые подходы к эстетическому воспитанию, в том числе нетрадиционное рисование.
Что такое нетрадиционная техника выполнения изображений?
Это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается своей оригинальностью. Изображение в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы и самое главное, нет места слову «нельзя». Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Основные принципы работы нетрадиционного рисования :
• от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник рисования к сложным;
• принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого ребёнка;
• принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
• связь обучения с жизнью. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество;
• принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приёмы и методы, используемые в работе, должны соответствовать их возрасту и уровню развития.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, тем самым у детей формируется эмоционально- положительное отношение к процессу рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Рисование пальчиками или ладошками. Рисование пальчиками, ладошками развивает мелкую моторику, что очень важно для последующего развития. Детям до трех лет еще очень сложно удержать кисточку. Да и хочется постоянно все потрогать и пощупать самим! А тут шлеп-шлеп и из фиолетового отпечатка руки получается осьминог в море. Ребенок учится свободе творчества, абстрактно мыслить, изучает цвета и формы.
• Оттиск печатками (овощи, крышка и т. д). Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• Печать поролоном, пробками. Развивается чувство формы, цвета, композиции. Эта техника побуждает детей вносить дополнения в свою работу (рамка, украшение). Воспитывается аккуратность, эстетический вкус.
• Тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, отпечатками листьев. Развивается тактильное ощущение, наглядно-образное мышление. Воспитывается чувство прекрасного.
А в старшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными и осваивают еще более трудные методы, и техники :
• Рисование песком. Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивает образное мышление.
• Рисование мятой бумагой. Работа с мятой бумагой развивает мелкую моторику рук, работа с красками дает представление о колористике, а необычный способ нанесения изображений позволяет в полной мере проявлять фантазию.
• Кляксография обычная или трубочкой. Благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение. Выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
• Печать по трафарету. Развивается чувство формы, цвета, композиции.
• Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
• Монотопия предметная или пейзажная. Развивает фантазию, воображение, пространственное мышление.
При рисовании нетрадиционными материалами дошкольники получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Они с удовольствием рисуют с использованием нетрадиционных техник, ведь это им по силе, и результат своей работы они видят сразу.
Я считаю, что любовь к изобразительному искусству необходимо прививать с младшего дошкольного возраста используя, в том числе и нетрадиционные способы изображения. Такие технологии рисования вызывают у детей море положительных эмоций. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения и именно поэтому в своей работе мне нравиться использовать нетрадиционные техники. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее. И в завершение хочется всем пожелать положительных эмоций и успехов в освоении нетрадиционных техник рисования.