Наталья Дмитриевна
Примнение нейроупражнений на занятии у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Примнение нейроупражнений на занятии у детей с ОВЗ
За самоконтроль и планирование своих действий у человека отвечает так называемый третий функциональный блок головного мозга. Если с этими навыками у ребенка возникают сложности к старшему дошкольному возрасту, значит, в сенситивные периоды развития его головной мозг не получал должную сенсорную нагрузку.
«Ребенок, который не напрыгался и не натрогался «всего на свете» в раннем возрасте, в последствии с трудом может выстраивать алгоритм своих действий и выполнять простые инструкции», - говорит Ольга Филимонова, педагог-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 4» г. Сосновый Бор, Ленинградская область. Компенсировать недостаток сенсорной нагрузки и корректировать такие последствия помогают нейропсихологические игры.
Публикация «Примнение нейроупражнений на занятии у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Периоды в жизни ребенка, когда условия для развития какой-либо стороны его психики наиболее благоприятны, называются сенситивными.
Мария Монтессори отмечала шесть таких периодов от 0 до 6 лет, в которые развиваются речь, движения и действия, социальные навыки, восприятие порядка. В каждый из них для ребенка важно активно задействовать свою сенсорную систему: познавать мир через прикосновения, прыжки, развитие мелкой моторики.
Функциональные блоки головного мозга. За что отвечают?
Нейропсихология выделяет три таких блока.
Энергетический блок
Его функция — регуляция общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.
Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации
Его функция — получение и переработка сигналов от основных анализаторов: зрительного, слухового и кожно-кинестетического.
Блок программирования
Отвечает за регуляцию и контроль, за протекание сознательной психической деятельности. Согласно концепции, которую представил А. Р. Лурия, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, соратник Л. С. Выготского, именно третий блок головного мозга отвечает за формирование планов действий.
По достижению ребенком трех летнего возраста, рекомендуется выполнять упражнения на развитие 5 базовых умений третьего блока мозга, а именно придумывать, планировать, выбирать, контролировать, оценивать. Если в старшем дошкольном возрасте эти навыки развиты слабо, следует включать в программу нейропсихологические игры, в которых ребенок учится алгоритмизировать процесс, понимать и выстраивать последовательность своих действий.
Контролируйте нагрузку
Задача, которая требует от ребенка двигательной активности и одновременно контроля с его стороны, оказывает большее воздействие на подкорку. Ребенок, занятый написанием букв, может высовывать язык, изгибаться из стороны в сторону на стуле. Это происходит из-за того, что в такие моменты на мозг ребенка идет слишком большая нагрузка, и ему сложно контролировать все свои действия одновременно. Однако чем лучше усваивается новый навык, тем больше он локализуется в подкорке и подобных сопутствующих действий постепенно становится меньше.
Во время нейропсихологических игр нагрузка на мозг ребенка значительно сильнее, чем при активных играх или занятиях спортом, поэтому их нельзя использовать в качестве динамической паузы. Напротив, после них ребенку необходима разгрузка. Нужно «освободить мозг» : попрыгать, побегать, попить воды.
4 упражнения из нейропсихологии для занятий в группе детского сада
Дети повторяют действия за воспитателем. Воспитатель проговаривает действия для лучшей концентрации детей или задает ритм стишками и потешками.
Упражнение №1. «Мой мячик»
Берем в руки по небольшому мячу и максимально безотрывно прокатываем его по разным частям тела: плечам, груди, животу. При этом необходимо проговаривать его положение (верх-низ, право-лево, правая рука, левая рука и т. д.). Можно придумать сюжет, например, как ежик катится по полянке и встречает на своем пути разные препятствия.
Упражнение №2. «Колечки»
Поочередно соединяем кончик большого пальца с кончиками остальных пальцев от указательного к мизинцу и обратно на обеих руках одновременно, образуя колечки: большой-указательный, большой-средний и так далее. Для лучшей концентрации можно задавать ритм счетом или потешкой.
Упражнение №3. «Перебирание пальцев»
Усложненный вариант упражнения «Колечки». Соединять нужно кончики больших пальцев с кончиками других пальцев, но уже противоположной руки. В этом случае пальцы образуют не колечки, а «восьмерки». Каждой парой пальцев нужно несколько раз «пошагать», (сперва пара правый-левый сверху, затем — левый-правый сверху и т. д., при этом кистями рук не крутим.
Упражнение №4. «Хасты»
Это приведение кистей рук в определенные положения в заданной последовательности. Каждое из них нужно удерживать по 10-15 секунд, прежде чем переходить к следующему. Последовательность может быть такой:
Ладошки домиком;
Кисти в замок костяшками вверх, соединив ладони;
Одна рука с поднятым вверх большим пальцем стоит на ладошке второй руки, затем руки меняем;
Пальцы сцеплены, но ладошки разъединены (ладони как бы образуют каркас);
Обе руки кулаками вниз;
Каждой рукой изобразить букву «V» (по два пальчика вверх).
Затем повторить по кругу.
Упражнение также учит ребенка чувству времени. На первых занятиях можно выполнять его под тиканье часов, метроном или счет взрослого. Затем ребенок должен будет засекать время