Подшивалова Елена
Примерный вариант оформления программы индивидуального развития воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный вариант оформления программы индивидуального развития
воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
I. Паспорт программы
Наименование
Программы Программа индивидуального развития воспитанника средней группы ДОО
Автор
Программы ФИО, воспитатель средней группы ДОО
Исполнители Программы
Актуальность проблемы 1. Затруднения основных двигательных функций, вследствие имеющегося диагноза ДЦП;
Публикация «Примерный вариант оформления программы индивидуального развития воспитанника с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Наличие неотвратимых трудностей в развитии познавательных и психических процессов ребенка;
3. Неспособность ребенка самостоятельно принимать участие в деятельности коллектива де-тей;
4. Замкнутость в общении со сверстниками и задержка в развитии.
Цели
Программы Оказание социально-педагогической поддержки ФИО ребенка за счет создания развивающей и адаптированной среды в группе.
Создание благоприятных условий для полноценного воспитания и развития ребенка и под-готовки к обучению в школе.
Задачи
Программы 1. Обеспечить помощь ребенку в решении насущных задач:
- трудности, связанные с ограничением в движении;
- нарушения эмоционально-волевой сферы;
- проблемы в общении со сверстниками; педагогами, родителями;
2. Повысить мотивацию развивающей деятельности.
3. Создать вокруг атмосферу полного доверия и хорошего эмоционального настроения.
4. Повысить уровень родительской компетентности.
5. Используя современные, доступные для ребенка педагогические методы и приемы, помочь в приобретении навыков ориентирования во внешней среде.
Принципы
реализации
Программы 1. Совместность усилий воспитателей, зам. директора по воспитательной работе, психолога, логопеда, родителей, коллектива детей группы.
2. Дифференцированность (подход к работе с учетом возраста и психологических особенно-стей).
3. Последовательность (усложнение и повышение требований по мере их развития).
Сроки
реализации
Программы ___/___ учебный год
Основные
мероприятия
по реализации Программы
1. Диагностические исследования психологических особенностей личности ребенка, установ-ление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности.
2. Использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (психические со-стояния).
3. Проектирование направлений развития и воспитания, развития личностных свойств и ка-честв ребенка, создание индивидуальных программ воспитания и развития.
4. Дальнейшее изучение возможностей продвижение ребенка на пути собственного разви-тия; проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использова-ние методов индивидуального воздействия.
5. Внедрение и использование современных инновационных педагогических и психологиче-ских технологий в решении проблемы полноценного и всестороннего развития личности ре-бенка.
6. Взаимодействие с психологом логопедом по совместной реализации поставленных за-дач: (наставничество, психологические тренинги совместно с психологом;)
7. Работа с родителями. (Беседы, наблюдение и индивидуальные консультации.)
8. Планировать и проводить групповые мероприятия (праздники, развлечения, театрализа-ции.) с активным привлечением ___ с целью развития и самовыражения личности.
Исполнители
Мероприятий
по реализации Программы Воспитатели, зам. директора по воспитательной работе, психолог, логопед, специалисты ме-дицинской службы
Степень
реализации
Программы Программа находится в стадии реализации (___ этап)
Ожидаемые
результаты
реализации Про-граммы 1. Успешное воспитание и развитие ребенка как разносторонне-развитой личности.
2. Повышение уровня компетентности родителей Софьи.
3. Научиться эффективному межличностному общению, в том числе со сверстниками; кон-структивно разрешать и преодолевать психозы и прочие возможные нервозные состояния воспитанницы;
4. Развитие позитивных качеств личности ребенка: доброжелательность, общительность, терпимость, выдержка.
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждения
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная)начальная школа-детский сад» VI вида
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАННИЦЫ (КА) ___ ГРУППЫ Ф. И. РЕБЕНКА
I. Пояснительная записка
II. Цель Программы :
III. Механизмы реализации Программы :
IV. Осуществление реализации Программы :
1 этап – Диагностический.
Цель:
Задача:
Средства:
2 этап – Коррекционно-развивающий.
Цель:.
Задача.
Средства
I. Основные направления деятельности
Образовательные
области, содержа-ние образователь-ной деятельности Задачи Формы, приемы и методы работы Подбор заданий,
дидактических игр, упражнений Резуль-татив-ность работы
1 2 3 4 5
Социально-коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности;
развитие сюжетно-ролевой игры;
участие в дидак-тических, театра-лизованных играх;
приобщение к элементарным общепринятым нормам и прави-лам взаимоотно-шения со сверст-никами и взрос-лыми;
формирование гендерной, семей-ной и граждан-ственной принад-лежности миро-вому сообществу (образ «Я», семья, детский сад, род-ная страна)
развитие трудовой деятельности
(самообслужива-ние, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе);
формирование представлений о труде взрослых, его роли в обще-ственной жизни и жизни каждого человека;
формирование ос-нов безопасной жизнедеятельно-сти;
правила безопас-ности дорожного движения;
-формирование предпосылок эко-логического со-знания 1) Развивать интерес к роле-вым играм, стремление иг-рать со взрослыми и другими детьми;
2) разнообразить действия с куклами и другими образ-ными игрушками;
3) поощрять самостоятель-ное желание играть в знако-мые игры.
4) учить использовать в игре предметы-заместители и во-ображаемые предметы, адек-ватно, в соответствии с функ-циональным назначением ис-пользовать простые игрушки в процессе выполнения игро-вых действий;
5) выполнять игровые дей-ствия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной ин-струкции;
6) создавать условия для развития образа «Я», фор-мировать представления о собственных возможностях и умениях, закреплять пред-ставления о родственных от-ношениях в семье;
7) формировать навыки са-мообслуживания и культур-но-гигиенических навыков;
8) совершенствовать пред-метные действия ребенка;
9) учить раздеваться и оде-ваться самостоятельно; с ча-стичной помощью взрослого помощью друг другу;
10) закреплять навыки акку-ратного складывания вещей в шкафчики, соблюдения в нем порядка;
11) учить различать холод-ную и горячую пищу, опас-ные предметы; острые и т. д.
12) продолжать формирова-ние умение имитировать движения животных, птиц, растений, машин и т. д. в пла-стике: животных (кошка, со-бака, заяц и т. п., птиц (цып-ленок, курица, воробей и т. п.) растений (цветок, дере-во) насекомых (бабочка, ко-марик, солнца, машин (по-езд, самолет и т. п.) 1. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятель-ности: игровой, коммуника-тивной, познавательно-исследовательской,, вос-приятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и эле-ментарного бытового тру-да, конструирования, изоб-разительной, музыкальной, двигательной.
2. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная дея-тельность ребенка.
4. Взаимодействие с семьей по реализации поставлен-ных коррекционных, обра-зовательных, воспитатель-ных задач. Возможные вари-анты развития сю-жетов игры «У нас в гостях кукла Ка-тя», «Кукла хочет спать», «День рож-дения медвежонка», «Прогулка малы-шей», «Выходной день в семье», «В семье заболел ребе-нок». «Помогаем маме стирать бе-лье»,» Магазин иг-рушек», «Хлебный магазин», «Варим обед», «На приеме у врача», «Кукла Катя заболела»
В процессе форми-рования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков в различ-ных видах труда использовать худ. литературу: А. Барто «Девочка-ревушка», «Девоч-ка-чумазая»;
Е. Благинина «Обе-дать», «С добрым утром», «Не ме-шайте мне трудить-ся»
Игра-упражнение «Опасные предме-ты»;
Ситуация общения: «Похоже-не похо-же», «Соблюдай правила», «Крас-ный, желтый, зеле-ный». Логоритмика «Цветок»
Познавательное развитие
Сенсорное разви-тие;
развитие познава-тельно-исследовательской (конструктивной) деятельности, продуктивной дея-тельности;
формирование элементарных ма-тематических представлений (величина, количе-ство, форма, ори-ентировка в про-странстве, ориен-тировка во време-ни);
формирование це-лостной картины мира, расширение кругозора (пред-метное и социаль-ное окружение, ознакомление с природой) 1) формировать восприятие формы (учить соотносить предметы по форме – телеви-зор, квадрат; зеркало – овал и т. д. ; по цвету; величине.
2) учить находить предметы и игрушки, учитывая их рас-положение в комнате (найди машинку за стулом; положи мяч в корзину и т. д.)
3) учить целостно воспри-нимать предметы и игрушки, состоящие из нескольких ча-стей (3-5 частей);
4) учить находить в предме-тах окружающего мира из-вестные формы (круг, тре-угольник, квадрат, овал, учить различать плоскостные и объемные формы (круг и шар, квадрат и кубик и т. д.);
5) учить выполнять группи-ровку предметов: по форме, цвету, величине (2 группы, затем 3 группы);
6) учить находить отличия двух предметов, картинок (увеличить до 3 - 4-х отли-чий, сравнивая зрительно оба предмета и по памяти (1-2 отличия);
7) учить находить место предмета в ряду других (из 4 -5 -6-ти, раскладывать по порядку 5-6 предметов, от-личающихся друг от друга (по нарастанию) новыми эле-ментами;
8) учить находить все пред-меты на «зашумленной» кар-тинке, когда изображения не-скольких предметов накла-дываются друг на друга.
9) учить воспринимать коли-чество предметов в пределах 5-ти всеми анализаторами, соотносить с количеством пальцев, предметов, выделять по слову заданное количе-ство;
10) учить использовать при сравнении количества прие-мы наложения и приложения, выделения по слову;
11) продолжать формировать понятия: «поровну, больше, меньше; при сравнении опре-делять – «больше на., меньше на.»;
12) учить пересчитывать предметы в прямом и обрат-ном порядке с подведением итогового числа;
13) учить считать от заданно-го числа до заданного числа;
14) учить решать задачи с от-крытым результатом в пре-делах 5-и, с закрытым в пре-делах 4-х – 5-и;
15) формировать счетные операции путем умственных действий (например, в ко-робке 5 карандашей – 3 си-них, остальные крас-ные. Сколько красных каран-дашей в коробке).
16) формировать умение вы-полнять классификацию (4-й лишний – зрительно и на слух, разложи картинки – какая к какой подходит;
17) продолжать формирова-ние представления о явлени-ях окружающей действитель-ности, обращать внимание на причинно-следственные свя-зи (дует ветер-качаются ветки деревьев, дождь идет-на ули-цах лужи, на изменения по-годы и природные явления (сегодня день солнечный (пасмурный, идет снег и т. д.) 1. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятель-ности: игровой, коммуника-тивной, познавательно-исследовательской,, вос-приятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и эле-ментарного бытового тру-да, конструирования, изоб-разительной, музыкальной, двигательной.
2. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная дея-тельность ребенка.
4. Взаимодействие с семьей по реализации поставлен-ных коррекционных, обра-зовательных, воспитатель-ных задач. В играх «Логиче-ский поезд»);
- игры «съедобное – несъедобное», «ле-тает – не летает».
«Давай играть с куклой», «Будем рисовать солнце», «Будем строить красный дом», «Мы готовим обед для куклы», «Аня ри-совала грибок» и т. д.
«Следы на полу», «Наполни водой»(песком, мелкими шариками из бума-ги, фасолью и т. п., «Большой и ма-ленький) кувшин», «Игра с уточками в тазу» (количество, цвет, величина).
Формировать опе-рационно-техническую «сто-рону», деятельно-сти в упражнениях: действовать двумя руками, одной ру-кой (удерживать, приближать, пово-рачивать, расстав-лять фигуры в ряд, брать по одной иг-рушке, картинке и т. д., убирать «счет-ный» материал, геометрические фи-гуры и т. п.)
Речевое развитие
Развитие свобод-ного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов уст-ной речи, практи-ческое овладение нормами речи (формирование словаря, грамма-тического строя речи, связная речь) 1) начать с повторения за педагогом слогов ( на парные согласные и чередование гласных: па – ба – па; по – пы – по и т. д.) и простых слов;
2) организовать просулши-вание звуков живой, неживой природы и звуков речи (течет вода из крана, звенит коло-кольчик и т. д.).
3) обеспечить отработку предложно-падежной кон-струкции слов по лексиче-ским темам (употребление предлогов - за, на, под, над, перед, около, позади, впере-ди);
4) организовать отработку номинативного словаря (сло-ва-предметы);
5) обеспечить отработку слов-эпитетов;
6) организовать отработку в речи слов-действий, коли-чественных и порядковых числительных
7) формировать простые фразы из 2-4 слов (составле-ние простого предложения по картинке).
8) проводить пальчиковую гимнастику с речевым сопро-вождением (пальчики поздо-ровались, надуваем воздуш-ный шарик и т. д. ;
9) организовать работу с мелким сыпучим материалом – чечевицей, фасолью, горо-хом, орехами (перекладыва-ние крупы в различные емко-сти, выкладывать их по за-данной линии и т. д.);
10) чить работать на аль-бомном листе бумаги – опре-делять середину, верх, низ, право, лево;
11) формировать элементар-ные графические умения: ри-совать геометрические фор-мы и штриховать их;
12) учить рисовать линии: дорожки слева направо; сверху вниз, прямые, лома-ные, волнистые, прерыви-стые;
13) делать артикуляционный массаж лица (пальцами, щет-ками);
14) учить выражать свои по-требности фразой в конкрет-ной ситуации: «Таня, дай куклу!», «Коля, на мяч», «Мама идем гулять», «Идем спать»;
15) при произнесении фразы обращать внимание на окон-чания слов (работа над гла-гольным словарем.
16) обогащать словарь, включая в речь новые суще-ствительные, глаголы, прила-гательные, числительные;
17) учить согласовывать су-ществительное с глаголом и прилагательным;
18) учить использовать (от-раженно и самостоятельно) существительные в различ-ных падежах;
19) вводить в активную речь знакомые свойства и ка-чества предметов ( напри-мер:«Мяч круглый, резино-вый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
20) учить отвечать на про-стые вопросы взрослого по демонстрации предметов и картинок 2-3-мя фразами.
21) учить совместно с взрос-лым с опорой на иллюстра-ции рассказывать знакомые сказки: «Лиса и заяц», «Ко-лобок», «Теремок», «Три медведя», участвовать в дра-матизации этих сказок;
22) побуждать ребенка са-мостоятельно задавать во-просы: Оля, что это? Что у тебя в сумке? Что у тебя в мешочке? 1. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятель-ности: игровой, коммуника-тивной, познавательно-исследовательской,, вос-приятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и эле-ментарного бытового тру-да, конструирования, изоб-разительной, музыкальной, двигательной.
2. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная дея-тельность ребенка.
4. Взаимодействие с семьей по реализации поставлен-ных коррекционных, обра-зовательных, воспитатель-ных задач. Составление сооб-щений об игровых умениях: «Я умею (мне нравится) играть с маши-ной… А я – с кук-лой. А как?» со-ставление простей-ших рассказов по серии созданных картинок и фото-графий на темы ро-левых, театрализо-ванных игр. Расска-зы составляются в виде сообщений от собственного имени («Я», «Мы…», в виде обращений «Ты…», «Вы…», а также «Он (Они)» с обязательным наличием адресата. При этом исполь-зуются «графиче-ские подсказки» взрослого, симво-лические изображе-ния и другие наглядные опоры.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование;
лепка;
аппликация;
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству;
слушание;
пение;
музыкальнорит-мические движе-ния;
развитие танце-вальноигрового творчества;
игра на детских музыкальных ин-струментах 1) знакомить с простейшими рассказами, историями, сказ-ками, разыгрывать их со-держание по ролям;
2) проводить работу над по-ниманием содержания лите-ратурных произведений (прозаических, и стихотвор-ных, характера персонажей и их взаимоотношений, мо-тивов их поведения;
3) учить отражать это в ро-левой речи-рисовать зимние сюжеты: «Снег идет», «Огоньки зажглись», «Укра-сим снег», «Метель», «Дож-дик» (новогодний, «Снежин-ки»;
4) учить рисовать круглые предметы: «снежный ком», «снеговик», «шарики» для елки, «апельсины», «яблоки» и т. п. ;
5) рисовать фломастерами, красками (приемы наращи-вания от центра, примакива-ния, легкого прикосновения кончиком кисти)4
6) проводить линии прямые, волнистые, перекрещивать;
7) учить рисовать по подра-жанию;
8) учить раскрашивать кар-тинки разнообразно, исполь-зуя основные цвета и оттенки
9) учить с помощью взрос-лого лепить предметы круг-лой формы разной величины;
10) учить соединять части предмета, прижимая их друг другу;
11) учить приклеивать разные формы, чередовать их (бусы, треугольники, части домика и др.).;
12) продолжать учить резать ножницами: резать полоску на квадратики, делать надре-зы по сторонам «салфетки», «снежинки»;
13) формировать интерес к музыке;
14) учить слушать на диске музыку и имитировать ее на детских музыкальных ин-струментах 1. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятель-ности: игровой, коммуника-тивной, познавательно-исследовательской,, вос-приятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и эле-ментарного бытового тру-да, конструирования, изоб-разительной, музыкальной, двигательной.
2. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная дея-тельность ребенка.
4. Взаимодействие с семьей по реализации поставлен-ных коррекционных, обра-зовательных, воспитатель-ных задач. Театрализованные игры по мотивам литературных про-изведений, прослу-шанных ребенком.
Игры-беседы по те-лефону (по типу «Звоним маме», «Разговариваем друг сдругом, «Вы-зываем врача доч-ке-кукле», «Нам вчера позвонил» и т. д.) Игры и игро-вые упражнения на:
-закрепление и дифференциацию цветов (красный, желтый, зеленый)
- с помощью взрос-лого создавать зимние сюжеты: «Нарядим елочку», «Елочка», «Фона-рики», «Флажки», «Снеговик», «Сне-жинки».
-развивать круго-образные движения руки («Снеговик», «Снежный ком», прямые движения («Палочка для сне-говика», «Столби-ки»).
Слушание детских песен из мульт-фильмов. Цикл дет-ских песен П. И. Чайковского «Мой садик», игра-упражнение «Сыг-рай как я», «Уга-дай, что звучит?»
Физическое развитие
Развитие физиче-ских качеств, обо-гащение и накоп-ление двигатель-ного опыта;
формирование по-требности в двига-тельной активно-сти, физическом совершенствова-нии;
сохранение и укрепление физи-ческого и психиче-ского здоровья;
формирование представлений о здоровом образе жизни;
воспитание куль-турно-гигиенических навыков 1) Формировать умение со-хранять правильную осанку в положении сидя.
2) Воспитывать желание вы-полнять рекомендации педа-гога.
3) формировать умение удерживать предметы в од-ной и обеих руках.
4) Обеспечить необходимые условия для защиты, сохра-нения и укрепления здоровья ребенка.
5) Наладить четкое выпол-нение режима дня.
6) В процессе выполнения режимных моментов необхо-димо уделять внимание фор-мированию навыков еды, за-крепить навыки опрятности;.
7) Учить выполнять само-стоятельные действия. 1. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятель-ности: игровой, коммуника-тивной, познавательно-исследовательской, вос-приятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и эле-ментарного бытового тру-да, конструирования, изоб-разительной, музыкальной, двигательной.
2. Образовательная дея-тельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная дея-тельность ребенка.
4. Взаимодействие с семьей по реализации поставлен-ных коррекционных, обра-зовательныхльных задач. Игры-упражнения: «Схвати предметы, которые находятся вверху, над голо-вой, впереди» (до-тягиваться до них рукой, схватывать их и удерживать в руках); «Хлопни в ладоши», «Прокати палочки (шарики)»,
Игра-упражнение «Кушай правиль-но», «Мойдодыр», «Разноцветные вкладыши»
Игра-ситуация «Как чеснок про-гнал простуду»
Чтение сказки «Для чего нужна заряд-ка» О. В. Черма-шенцева с. 82
Педагогическая работа с родите-лями Матери рекомендуется завести:
1) дневник-наблюдений, который заполняется ежедневно в процессе и после занятий с ребенком.
В дневнике конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом; отмечаются задания на дом (фиксируются проблемы, с которыми сталкивается мать при их выполне-нии); фиксируются наблюдения матери за действиями и времяпровождением малыша, как в процессе специальных занятий, так и в свободной деятельности, а также вопросы к педаго-гу.
2) фотоальбом, в который будут вклеиваться фотографии малыша, его близких родствен-ников (ребенок с мамой; ребенок с папой гуляют, малыш ест, малыш катает машину и т. д.) в течение продолжительного периода времени.
3) альбом детских поделок (альбом заполняется в течение дошкольного периода развития ребенка).
2. На начальном этапе обучения и воспитания ребенка важно акцентировать внимание близких взрослых на создании условий для коррекционно-педагогических занятий с ним:
- соблюдение взрослым режима дня ребенка;
- организация предметно-развивающей среды (подбор игрушек в соответствии с уровнем развития ребенка);
- формирование способов взаимодействия с ребенком, учитывая уровень его общения (пре-имущественно, эмоционально-личностную форму общения) : мать обращается к ребенку, называя его ласковыми словами, поглаживая его по головке, по ручкам, обнимая и прижи-мая к себе; нахваливает его, ободряет, подхватывает ответные голосовые реакции; поддер-живает интерес малыша к предметам, игрушкам и к совместным действиям с ними;
- на включение близких взрослых в ход занятия.
Рекомендации специалистов
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Инструктор ЛФК
Музыкальный руководитель
3 этап: Отслеживание результатов деятельности
Задачи:
4 этап: Корректирование
VII. Сроки реализации Программы.
VIII. Ожидаемые результаты.
IX. Принципы реализации Программы.
X. Общие психолого-педагогические выводы и прогнозируемые результат
Приложение 5
Примерная форма заполнения листа контроля динамики развития ребенка
Лист контроля динамики на 20___ - 20___, 20___ - 20___ учебный год.
Ф. И. ребенка ___ Дата рождения ___
Образовательные области
Итоги изучения на начало учебного года Динамика
1 полугодие 2 полугодие
1 год 2 год 1 год 2 год 1 год 2 год
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое
развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое разви-тие
Заключение по итогам диагностики на начало учебного года Заключение по итогам выполнения образовательной программы за учебный год
Учитель – логопед: ___Учитель – дефектолог:___