Светлана Коркина
Примерный тематический комплекс «Осень» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
к программе "От рождения до школы"
Примерный тематический комплекс
«Осень» для детей 4-5 лет
(2-я неделя – 4-я неделя сентября)
Цель: Формирование у детей обобщенных представлений об осени.
Задачи:
Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Формирование обобщенных представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. Расширение представлений о неживой природе
Темочки:
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
2. Итоговое мероприятие: Праздник осени «Осенние чудеса»
3. Содержание совместной деятельности взрослого и детей
Образовательные области
Виды детской
деятельности
Формы работы с детьми
Физическое развитие
Ф. р
П. р
С-К р
Х-Э. р
Р. р НОД Пензулаева Л. И
Занятие 1
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; учить сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли) и мягком приземлении при подпрыгивании.
Занятие 2
Цель: Продолжать упражнять детей в ходьбе и беге колонной по одному; сохранять устойчивое равновесие на уменьшенной площади опоры; упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола (земли) и мягком приземлении при подпрыгивании.
Занятие 3 (прогулка)
Игровые упражнения.
«Пингвины», «Не промахнись», «По мостику».
Цель: упражнять детей в метании мешочка, продолжать развивать координацию движения, развивать ловкость, выносливость.
Занятие 4
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по
одному и врассыпную; в умении действовать по
сигналу; развивать ловкость и глазомер при
прокатывании мяча двумя руками.
Занятие 5
Цель: Учить детей энергично отталкиваться от пола
и приземляться на полусогнутые ноги при
подпрыгивании вверх, доставая до предмета; упражнять
в прокатывании мяча.
Занятие 6 (прогулка)
Игровые упражнения
«Передай мяч», «Не задень», подвижная игра «Мы, веселые ребята»
Цель: Упражнять в ходьбе и беге между предметами, врассыпную с остановкой по сигналу воспитателя; развивать ловкость в беге, не задевать за предметы; повторить упражнения в прыжках; разучить игровые упражнения с мячом.
Занятие 7.
Цель: Упражнять детей в ходьбе колонной по одному,
беге врассыпную (повторить 2-3 раза в чередовании); упражнять
в прокатывании мяча, лазанье под шнур.
Занятие 8
Цель: Продолжать упражнять детей в ходьбе колонной
по одному, беге врассыпную (повторить 2-3 раза в
чередовании); упражнять в прокатывании мяча, лазанье
под шнур.
Занятие 9 (прогулка)
Игровые упражнения
«Не попадись», «Мяч о стенку», подвижная игра «Быстро возьми».
Цель: разучить игровые упражнения с прыжками; развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом и координацию движений и ловкость в игре «Быстро возьми».
Подвижные игры
«Лиса в курятнике»
Цель: Развивать у детей ловкость и умение
выполнять движение по сигналу, упражнять в беге
с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
«Зайцы и волк»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения
по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах,
в приседании, ловле.
«У медведя во бору»
Цель: Развивать у детей выдержку, умение
выполнять движения по сигналу, навык
коллективного движения. Упражнять в беге
по определенному направлению, с увертыванием,
развивать речь.
«Птички и кошка»
Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге
с увертыванием.
«Через ручеек»
Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках
на обеих ногах, в равновесии.
«Кошка и мышка»
Цель: Развивать у детей умение быстро действовать
по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в
беге с ловлей.
«Лошадки»
Цель: Развивать у детей умение действовать по
сигналу, согласовывать движения друг с другом,
упражнять в беге, ходьбе.
«Кролики»
Цель: Развивать у детей умение двигаться в
коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять
в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.
«Где позвонили»
Цель: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.
«Попади мешочком в круг»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять
в метании правой и левой рукой.
«Кто дальше бросит мешочек?»
Цель: Развивать у детей умение действовать по
сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой
рукой, в беге, в распознавании цвета.
Комплекс утренней гимнастики № 1; № 2 сентябрь;
Комплекс гимнастики после сна- № 1; № 2 сентябрь;
Решение проблемных ситуаций
«Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия?»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.
«Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался?»
Цель: Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой.
«Твой друг упал, а другие смеются…»
Цель: Сочувствие сопереживание к близким.
«У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь?»
Цель: Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход.
«Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия?»
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.
Игровые упражнения:
«Птички и кошка».
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
«Достань до мяча».
Цель: упражнять в прыжках в высоту с разбега с одновременным подниманием обеих рук вверх; в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении; развивать координацию; глазомер.
«Найди себе пару».
Цель: упражнять в ходьбе и беге парами, по одному врассыпную; развивать реакцию на сигнал; память; пространственную ориентацию; умение избегать столкновений.
«Кто соберет больше листочков»
Цель: развивать умение быстро действовать по сигналу точно выполнять правила игры.
«Успей поймать».
Цель: развивать общую координацию движений; умение выдерживать направление при броске; выполнять роль ведущего.
Социально- коммуникативное развитие
С-К. р
П. р
Р. р
Ф. р
Х-Э. р
Сюжетные игры:
«Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
«Детская поликлиника»
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
«Куклы на прогулке»
Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу, желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли; поощрять самостоятельность детей.
«Покатаем кукол на машине»
Цель: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя, желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.
«Зоопарк»
Цель: обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них, дружеские взаимоотношения в игре.
«Построим куклам дом»
Цель: учить подбирать игрушки и атрибуты для игры, объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
«Семья»
Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья»; закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи; развивать интерес к игре; продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Психогимнастика:
«Цветочек»
Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.
«Мыльные пузыри»
Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
«Доброе животное»
Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Театрализованная деятельность:
«Какое настроение у ёжика»
Цель: учить детей определять по интонации настроение, развивать внимательность, мышление.
«Измени голос»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения детей.
«Дождь»
Цель: обучение детей умению согласовывать свои действия с другими детьми; развитие воображения.
«Изобрази героя»
Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.
Индивидуальные поручения и задания:
«Наведем порядок на своем рабочем месте»
Цель: Учить доводить начатое дело до конца, соблюдать порядок, чистоту в помещении, общаться в процессе деятельности, действовать в соответствии с заданием, развивать желание помогать взрослым.
«Вымоем чисто строительный материал»
Цель: учить детей выполнять трудовые действия совместно с педагогом, прививать любовь к труду, доводить начатое дело до конца, убирать рабочееместо.
«Разложи карандаши по своим домикам»
Цель: приучать детей к выполнению несложных трудовых поручений, развивать самостоятельность, закрепить цвета.
«Наведем порядок в группе»
Цель: приучать детей поддерживать порядок в групповой комнате, учить убирать игрушки после игры на свои места, воспитывать трудолюбие.
«Уложи кубики красиво в коробку»
Цель: учить детей бережно относится к игрушкам, развивать навыки самостоятельности, трудолюбия.
Совместные действия:
«Полив комнатных растений»
Цель: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).
«Протираем широкие листья фикуса».
Цель: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.
«Собираем семена цветов»
Цель: учить детей собирать крупные семена цветов, развивать внимание, воспитывать любовь к природе.
«Соберем мусор»
Цели: Учить детей выполнять несложные трудовые поручения, воспитывать самостоятельность; прививать любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу; стремление добиваться результата в труде, имеющем значение для окружающих.
Речевое развитие
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р
НОД В. В. Гербова
НОД №1
Беседа с детьми на тему "Надо ли учиться говорить?"
Цель. Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.
НОД №2
Звуковая культура речи: звуки с и сь
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
НОД № 3
Обучение рассказыванию: "Наша неваляшка"
Цель. Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.
Беседы:
«Приметы осени»
Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.
«О труде людей осенью»
Цель: систематизировать знания о труде людей осенью : уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда. Обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы и зимовка. Воспитывать уважение к труду людей, стремление
помогать им.
«Небо осенью»
Цель: Уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием «облака» и «тучи».
«Вода и осадки»
Цель: Расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.
«Осень – добрая волшебница»
Цель: Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.
«У цветочной клумбы»
Цель: Знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок, длинный, короткий (стебель).
«Листопад»
Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.
Рассматривание картин и иллюстраций:
Цель: показать детям красоту весенней природы через иллюстрированные произведения, учить детей называть приметы весны, развивать речевую активность, внимательность.
Чтение
И Токмакова «Деревья».
К. Ушинский «Спор деревьев».
А. Плещеев «Ель».
А. Фет «Осень».
Г. Скребицкий «Осень».
К. Ушинский «Четыре желания».
А. Пушкин «Осень».
А. Толстой «Осень».
«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля;
«Лиса-лапотница», обр. В. Даля;
«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм;
М. Горький. «Воробьишко»;
Цель: Продолжать работу по формированию интереса к книге. Продолжать регулярно читать детям художественные и познавательные книги. Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Разгадывание загадок
Смотри картотеку (приложение№ 1)
«Загадки с грядки»
«Загадки про осень»
«Лесные загадки»
Просмотр презентации:
«Золотая осень»
Цель: формировать представление детей о ранней осени, познакомить с приметами ранней осени, воспитывать интерес и любовь к природе.
«Листопад»
Цель: показать детям красоту родного края, краски осени, бережное отношение к природе родного края.
«Звуки осени»
Цель: учить детей слушать звуки осени через музыкальное сопровождение, развивать слуховое внимание, умение рассказывать об услышанном.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
«Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
«Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Познавательное развитие
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р
НОД Помораева; Позина
НОД № 1
Цель: Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
НОД № 2
Цель: Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько. Закреплять умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
НОД № 3
Цель: Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
НОД Соломенникова О. А.
НОД № 1
«Что нам осень принесла?»
Цель: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов.
НОД №2
«У медведя во бору грибы, ягоды беру.»
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
НОД № 3 Дыбина О. В Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 18
«Расскажи о любимых предметах»
Цель: Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы рукотворного мира в окружающей обстановке.
НОД Куцакова Л. В.
НОД №1
«Загородки и заборы»
Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
НОД № 2
«Домики, сарайчики»
Цель. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.
НОД № 3
«Терема»
Цель: Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.
Дидактические игры:
«Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные, об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
«Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
«Угадай по описанию».
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
«Рассели животных по домам»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
«Четвертый лишний»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Опытная деятельность
«Игрушка-вертушка»
Цель: познакомить детей со свойством ветра — приводить в движение легкие предметы
«Ветер и семена»
Цель: На участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?
«Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.
«Свойства мокрого песка».
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
«Наступила осень – листья пожелтели»
Цель: Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе: изменение цвета листьев, так как наступила осень, развитие внимания, активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.
«От воды туман»
Цель: Знакомство детей с осенним явлением : туман. Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению. Активизация словаря детей : осень, холодно, туман.
Художественно-эстетическое развитие
Музыка
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р
Рисование Комарова Т. С
НОД № 1
Рисование по замыслу "Нарисуй картинку про лето"
Цель: Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать кисть, промывать ее в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.
НОД № 2
Рисование "На яблоне поспели яблоки"
Цель: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.
НОД № 3
Рисование "Цветные шары (круглой и овальной формы)"
Цель: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Лепка
НОД № 1
"Яблоки и ягоды"
("Персики и абрикосы")
Цель: Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.
НОД № 2
"Большие и маленькие морковки"
Цель: Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом.
Аппликация
НОД № 1
«Красивые флажки»
Цель: Учить детей работать ножницами : правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки – флажки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения.
НОД по плану музыкального руководителя
4. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Рассматривание иллюстраций об осени;
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
Беседы «Будем знакомы», «Здоровые зубы», «Осень в гости к нам пришла»;
Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".
Разучивание песен об осени
Рисование: «Осень в лесу», «Любимый овощ», «В лес по грибы», «Любимые фрукты», «Золотая осень», «Деревья», «Ветка рябины и паучок», «Деревья и кусты».
Аппликация: «Овощи на тарелке», «Золотые подсолнухи» (из бумаги, «Листопад», «Береза».
Лепка: «Осеннее дерево», «Мухомор», «Фрукты из сада».
Самостоятельная художественная деятельность детей.
5. Взаимодействие с родителями по решению образовательных задач
Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»;
- Оформление родительского уголка «Наблюдаем вместе с детьми»
- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок «У осени в гостях».