Нaтaлия Литвиновa
Примерный проект для детей подготовительного возраста «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Скоро в школу»
Сроки реализации: долгосрочный декабрь 2015г. – апрель 2016г.
Вид проекта : познавательно – творческий
Возраст детей : подготовительная группа 6-7 лет
Количество детей в группе – 35 детей
Участники проекта : педагоги МБОУ «Лицей «Мок№2», дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.
Публикация «Примерный проект для детей подготовительного возраста „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у детей возраста 6-7 лет.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Актуальность проекта :
Самый сложный период в жизни дошкольника – это подготовка к школе. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим дня, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того как он в нее пойдет, и здесь важно правильно подать информацию со стороны родителей и детского сада. В дошкольном возрасте важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий, которые необходимы школьнику для получения результата.
План реализации проекта :
1. Подготовительный этап :
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
- подготовить показ сказки для школьников «Кудряшка и солнышко»;
- подготовить подарки для украшения класса на Новый год (снежинки, елочки);
- организовать дружескую атмосферу со стороны школьников и дошкольников (беседы о школе);
- рассказать детям о педагоге.
2. Основной этап.
Знакомство со школой. Экскурсия в общеобразовательную школу.
Цель: познакомить детей со школой, самим зданием, расположением внутри здания, кабинетами, библиотекой, столовой. Познакомить дошкольников с учениками 4 класса, посетить уроки, посмотреть любопытные опыты, познакомиться с учителем. Воспитать интерес к школе и получению новых знаний.
Педагог высшей квалификационной категории Асоян Ольга Ивановна – 4 «А» класс.
3. Реализация проекта :
План педагогической работы по подготовке детей к школе
(подготовительная группа)
Месяц Мероприятие Задачи Дата
проведения
декабрь Экскурсия в школу
(подарки для школьников –снежинки, елочки, для украшения класса на Новый год) Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни. Сентябрь
январь
Беседа
«Профессия — учитель» Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых Сентябрь
Интеллектуальная игра «Я знаю все» Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности Октябрь
Сюжетно-ролевая игра «Школа» Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми Октябрь
Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ) Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь Ноябрь
Выставка детских работ «Я рисую школу» Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки Ноябрь
Дидактическая игра «Собери портфель» Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания Декабрь
Физкультурное развлечение с детьми подготовительных групп и первоклассников Воспитывать дружеские отношения между детьми Январь
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учить самостоятельно находить решение поставленной задачи Январь
Заучивание стихотворения «Читалочка» В. Берестова Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности Февраль
Беседа о школьной библиотеке Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении Февраль
Экскурсия в школьную библиотеку Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам Март
Вечер загадок «Скоро в школу» Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления Март
Беседа об уроках, переменах и школьном звонке Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению Апрель
Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе» Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам Апрель
Чтение стихов о школе Продолжать воспитывать желание к школьному обучению, желание больше узнать о школе Май
Развлечение «Прощай, д/c! 3дравствуй,школа! Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу Май
Портрет будущего первоклассника:
1. Хорошее здоровье.
2. Развитая моторика, хороший уровень развития познавательных процессов.
3. Стремление к общению.
4. Желание учиться.
5. Развитая волевая сфера.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу :
1. Свое имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живет.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних и диких животных и их детенышей.
9. Транспорт наземный, водный, воздушный.
10. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
11. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
12. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
13. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая, левая сторона, верх—низ и т. д.).
14. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
15. Запомнить и назвать 6—9 предметов, картинок, слов.
16. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.
17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не ходя за контуры предметов.
19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).
21. Уметь устанавливать социальные контакты.
22. Иметь адекватную самооценку.
23. Контролировать свои эмоции.
24. Подчинять личные интересы общественным.
Между воспитателями МБОУ «Лицей «Мок№2» и учителями МБОУ «Лицей «Мок№2» сложились продуктивные формы сотрудничества по реализации плана подготовки дошкольников к систематическому обучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия:
• взаимное ознакомление с программами;
• посещение открытых уроков и занятий;
• сотрудничество с методическим кабинетом;
• совместное участие в педсоветах и семинарах;
• взаимосвязь педагогов-психологов детского сада и школы, обмен новинками психолого-педагогической литературы;
• сотрудничество с медработником.
4. Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Создание аппликации с детьми «Первое знакомство со школой» (подарки сделанные своими руками – снежинки, елочки для украшения класса).
- Презентация «Что тебе понравилось в школе».
- совместное мероприятие подготовительной группы и 1 класса КВН
«Волшебное солнышко»
Ожидаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Таблица. Реализация проекта.
Дни недели Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями и учителями начальных классов
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Понедельник Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения
«Филиппок» Л. Н. Толстого Беседа «Будьте добры»
(вежливые слова в жизни будущего школьника)
Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения. Рассматривание иллюстративных книг.
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»
Цель: формировать представления детей о важности умения считать. Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.
Вторник Беседа с детьми
«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Цель: создание положительных установок на школу. «Будь готов!»
(акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т. д.) Просмотр мультфильма «Остров ошибок»
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Среда Игра – соревнование
«Скоро в школу»
(игры, эстафеты и т. д.) Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.
Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля» Сюжетно – ролевая игра
«Детский сад»
Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Оформление папки – передвижки для родителей
«Какие стороны готовности к школе особенно важны»
Четверг
Интегративное занятие
(музыкально – художественная деятельность и рисование)
«Школьный день».
Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)
Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе. Рассматривание школьных принадлежностей.
Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.
Игра «Собери портфель»
Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.
Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)
Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи. Сюжетно – ролевая игра
«Школа»
Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.
Просмотр мультфильма
«Наш друг Пишичитай»
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе. Подготовка консультации для родителей
«Подготовка детей к школе»
«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе
Пятница Рассматривание картины
«Школа»
Цель: расширять представления детей о школе. «Мы будущие школьники»
Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели. Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики :
- «Слоговые домики»
- «Числовые домики»
- «Логический поезд»
- «Лёгкий счет» и т. д. Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.)
Совместное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста и учеников 1 класса. КВН «Волшебное солнышко»
Цель: совершенствовать умение играть в командные игры.
Использованная литература:
1. БурухинаА. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал «Воспитатель ДОУ» 2012
2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013