Елена Уткина
Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет «Встречаем птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Систематизировать представления детей о весне (солнце светит ярко, бывают дожди, грозы; земля и вода прогреваются солнцем, становятся тёплыми; тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах, вырастают и зацветают растения, дети легко одеты, о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
2. Воспитание бережного отношения к птицам (рассматривать, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям :
Публикация «Примерный план образовательной работы с детьми 5–6 лет „Встречаем птиц“» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Планы, тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
«Физическая культура», «Здоровье»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
игровые упражнения с ходьбой и бегом: «Совушка», «Коршун и наседка» и др. ;
игровые упражнения с прыжками: «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля» и др. ;
игровые упражнения с ползанием и лазанием: «Перелёт птиц».
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Занятие – исследование: «Рассмотрим пёрышки»
Побуждать детей к исследованию поверхностных характеристик птиц (перья – гладкие, плотно прилегающие друг к другу).
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Беседа – рассуждение: «Какую пользу приносят птицы?»
Развивать умение высказываться на заданную тему, отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные впечатления в процессе наблюдений, бесед, чтения художественной литературы.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Изготовление поделки из бумаги «Птичка».
Учить выполнять поделку в технике «оригами», складывать бумагу в разных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов, дополнять образ дополнительными деталями
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Составление творческого рассказа «Встречаем птиц».
Побуждать рассказывать о своих впечатлениях. Упражнять в составлении предложений.
«Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Проект «Детское книгоиздательство».
Побуждать детей к изготовлению книжек-самоделок с рисунками и рассказами детей, отражающих жизнь птиц весной.
«Художественное творчество» (декоративно-прикладное искусство, рисование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Коллаж «Птицы прилетели»
Учить детей передавать весенние явления с использованием разных изобразительных техник и материалов («рисование ладошкой», аппликация, бумагопластика, мнемотехника и т. п.).
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Лепку: «Домашние птицы»
Обучать приёмам скульптурной лепки и из целого куска путём вытягивания и моделирования частей с использованием стеки для передачи характерных черт.
«Художественное творчество» (аппликация)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
Занятие: «Птицы на кормушке» (воробьи, голуби, грачи)
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства птиц, сравнивать птиц; умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям. Учить: лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать :
музыкальные произведения для слушания: «Кукушечка» муз. М. Красева сл. М. Клоковой, «Песенка о весне» муз. Г. Фрида, сл. М. Френкель и др
пение песен: «Курица» муз. Е. Тиличеевой сл. М. Долинова «Гуси-гусенята» муз. Ан. Александрова сл. Г. Бойко и др.
музыкально-дидактические игры («Догадайся, кто поет», «Гуси» и др.);
игры на музыкальных инструментах: подыгрывание «Песенки о весне» муз. Г. Фрида, сл. Н. Френкель;
музыкальные движения («Гуси» муз. А. Филлипенко, сл. Т. Волгиной и др.);
слушание звуков весенней природы (аудиозаписи);
развлечение «Птицы прилетели».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести :
иллюстрации художников-аниматоров, репродукции картин по теме «Встречаем птиц» («Грачи прилетели» А. Саврасов и др.);
наглядно – дидактические пособия «Времена года», «Весна» - М., Мозаика – Синтез 2005-2010г. г. ;
фотоальбомы: «Птицы прилетели»;
экологические дневники наблюдений за погодой, за птицами…;
изобразительные материалы для самостоятельного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами, с цветом (получение светлотных оттенков и сравнение предметов белого цвета на разном фоне);
модели для составления рассказов, группировки природных объектов;
выставки коллективных творческих работ («Встречаем птиц»);
алгоритмы трудовых действий.
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
организовать прогулки в весенний парк, сквер, обращая внимание ребёнка на яркое весеннее солнце, лужи, ручейки, птиц ближайшего окружения;
привлекать ребёнка к кормлению птиц, наблюдению за их поведением;
обсуждать вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о птицах, народных примет, сведений из народного календаря;
почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зарубежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка;
поиграть в развивающие игры: «Найди ошибку», «Сгруппируй…», «Найди отличия…» и др. ;
привлекать к рисованию по впечатлениям прочитанных произведений, наблюдений в природе.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
рассматривание, обследование, обращение внимания на объекты живой и неживой природы, птиц ближайшего окружения с целью обогащения представлений детей об особенностях их существования в весенний период;
игровые поисковые и игровые познавательные ситуации из личного опыта ребёнка, обсуждение факторов, обеспечивающих правильное поведение в природе («Что можно, что нельзя»);
простейшие ситуационные задачи: «»Сгруппируй…», «Вспомни и расскажи, выложи с помощью модели…», «Найди ошибку (в сюжетной картинке, рисунке…»);
дидактические игры: «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен» и др. ;
побуждение к рассказыванию о домашних питомцах, об их повадках и поведении весной;
обсуждение смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет;
рассматривание энциклопедий;
рассуждения: «Почему перелётные птицы возвращаются в родные края?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту пробуждения природы?» и др.
Гигиенические процедуры:
модели выполнении гигиенических процедур (правильно мыть руки, умываться) с цель выполнения действий самоконтроля;
обращение внимания на аккуратных и чистоплотных детей.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
работа с моделью накрывания на столы;
приёмы пользования столовыми приборами (нож, вилка, ложка).
Прогулка:
наблюдения за весенними изменениями в природе (потеплело, увеличилась длительность дня, активно тает снег);
наблюдения за птицами, встречающимися в ближайшем окружении (обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, передавать особенности голосом, в движении);
беседы о бережном отношении к птицам;
рассуждения: «Можно ли разорять птичьи гнёзда?»;
подвижные игры;
индивидуальная работа по развитию физических качеств;
привлечение к кормлению птиц (наполнение кормушек кормом).
Вечер:
наблюдения и беседы, направленные на исследование природного мира весной;
беседы о сезонных изменениях в природе, изготовление условных заместителей, составление моделей;
экологические игры, обогащающие представления о жизни птиц, особенностей их существования в весенний период;
обсуждения по впечатлениям экскурсий в природу («Как мы следы птиц искали», «Весенняя природа» и др.);
сюжетная игра «Детская библиотека» (систематизация книг о весне, птицах, изготовление самодельных книг);
составление коротких рассказов об изменениях в лесу весной с опорой на составленный вместе план : «Тележурналисты весной в лесу» (предложений из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и слов);
составление загадок с использованием модели, отражающей признаки разных птиц;
прослушивание аудиозаписей («Звуки весеннего леса», просмотр видеофильмов о весенней природе, о жизни пернатых;
рассматривание детских журналов с творческими заданиями;
игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей («Недорисованные картинки весенней природы», «На что похоже?» и т. п.).
Вечерняя прогулка:
беседы на тему «Мир вокруг нас» (особенности сезона);
наблюдения за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»);
наблюдение трудовых действий взрослых, связанных с заботой о птицах;
подвижные игры;
составление маршрутов в природу.