Ксения Хмельницкая
Взаимодействие ДОУ и семьи в обучении детей ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный пешеход
Как важно, кто качает колыбель,
Какие на ночь песни напевает.
Как важно, кто в саду встречает малышей,
Какие сказки им читает.
Начало начал – детство. Родители приводят к нам малышей и надеются на нас, что мы их чада не только не обидим, не дадим в обиду, но и направим на верный путь. Покажем дорожку к знаниям, дадим первые сведения о Родине и скажем: «Будь уверен, малыш! Россия – твоя Родина. В этой стране ты уже строишь свою жизнь, будешь учиться, работать, создашь свою семью, будешь примером для окружающих и, непременно, будешь счастливым! А пока – мы вместе с твоими родителями должны создавать для тебя условия безопасной жизни и оберегать твое здоровье. Ты постарайся помочь в этом нам».
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в обучении детей ПДД» размещена в разделах
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. И очень хорошо, что существуют правила дорожного движения, знание которых сохраняет нам жизнь. Когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он доверчиво старается запомнить то, что говорят и показывают взрослые. А запоминать ему приходится много, поэтому и запоминание бывает избирательным. Мы можем часто повторять «Будь на дороге осторожнее», «Смотри на дорогу», «Не беги как угорелый», но для ребенка это будут пустые и совсем бесполезные фразы. Не стоит его обвинять в том, что он нас не слышит, стоит задуматься, почему он не слышит, не запоминает и делает все наоборот. Если мы заинтересованы в том, чтобы наши дети хорошо овладели навыками безопасного поведения на дороге, то будем последовательны, терпеливы и внимательны.
Воспитателям важно работать совместно с родителями по всем направлениям. Совместная работа дает общий ключ к двери познания, закрепляет навыки, которые перерастают в привычку, помогает раньше разглядеть творческие наклонности и приобрести умения, предупреждает вредные привычки. Педагоги имеют теоретическую подготовку воспитания, они этому учились, а родители, к сожалению, не имеют воспитательной базы. Следовательно, им надо помогать, консультировать по многим вопросам, в частности, в привитии навыков примерного пешехода.
Родителям можно, например, посоветовать учить ребенка не мимоходом, а провести целенаправленную прогулку. Предложить им самостоятельно выяснить, что знает и чему надо еще научить своего малыша, на этой основе работать с ребенком. Например, разыграть ситуацию, когда малыш заботится о спутниках, смотрит по сторонам, оберегает от опасности в виде автотранспорта. Другой вариант – выйдя на прогулку, стоя близ дороги на некотором расстоянии от края проезжей части, родители могут проанализировать с ребенком, кто из пешеходов правильно переходит проезжую часть, кто нет, какая машина идет с неположенной скоростью, как размечена дорога, почему светофор необходим в этом месте, к чему может привести беспечность при переходе улицы. Именно родители имеют возможность закрепить знания на практике.
Конечно, ребенок, посещающий детский сад, еще очень мал для свободного перемещения через улицу. Но он и рядом с родителями должен понимать, что идет правильно и держаться уверенно. Уверенность дадут ему знание и практика. Пусть ребенок проговорит правильное решение вслух. Этому учим мы их, воспитатели, больше теоретически, а вот практические занятия на настоящей дороге должны проводить родители.
В нашем саду мы стремимся совместно с родителями закрепить знания и навыки соблюдения ПДД. У нас есть модели светофоров, переносная «зебра», игровые знаки, различные виды автотранспорта. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели используют все доступные формы и методы работы. Это – беседы, занятия, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные, дидактические игры, развлечения и т. д. Большое внимание при закреплении правил дорожного движения мы уделяем таким дидактическим играм, как «Назови правильно дорожные знаки», «Мы идем по улице».
Эффективными формами работы мы считаем настольные и ролевые игры, отражающие различные ситуации на улице, посредством которых дети утверждаются в понятиях опасности и безопасности на дорогах. Например, дети с удовольствием проигрывают ситуации «Мы водители», «По дороге в детский сад», «Мы по городу идем», на которых они учатся правильному поведению на улицах города, знакомятся с дорожными знаками. Именно в игре, где все условно, проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
В воспитании детей дошкольного возраста большое влияние оказывает доступная их пониманию художественная литература. Дети подражают положительным героям и не хотят повторять поступки отрицательных персонажей. Поэтому мы при изучении ПДД используем произведения Т. Давыдовой, С. Маршака, З. Мостового, В. Лебедева-Кумача, П. Синявского, М. Пляцковского, С. Михалкова и других авторов.
Использую я и свои авторские стихи. Например, стихотворение «Примерный пешеход», каждое предложение которого мы с детьми разбираем и ставим на своё место правильное решение.
Примерный пешеход
Люблю по улицам гулять,
Ходить, где ноги ходят,
Бежать, куда глаза глядят,
Не разбирать дороги.
Несусь я голову сломя,
Слова «Посторонись меня»
Машинам и трамваям
Кричать не забываю.
Но мама строго говорит:
«Ты делаешь неверно.
Ты улицу сумей пройти,
Как пешеход примерный».
Незнайкой быть я не хочу,
Теперь я правила учу –
Обязанности пешехода
В любое время года.
Таким образом, мы учим малышей в игровой форме вступать во взрослую жизнь. Родители помогают нам или мы родителям – это не суть важно. Достигнутый результат не делится пополам, он сохраняется в малыше, это наш общий вклад в будущее поколение.