Олеся Давыдова
Примерный аналитический отчет по усвоению детьми ЗУН парциальной программы «Наш дом-природа» Н. А. Рыжовой
▼ Скачать +Заказ
Обследование детей проводилось с 8 по 19 апреля 2013 года в старшей логопедической группе №10. В обследовании принимали участие 8 детей.
Были использованы методы обследования: игровые, репродуктивные, тестовые. Форма проведения обследования: контрольно-проверочные занятия, индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием иллюстраций, анализ продуктивной деятельности, наблюдение за свободной деятельностью.
В результате обследования получены следующие результаты:
Высокий уровень –2- 22%
Средний уровень –4 -58%
Низкий уровень –1-8 %
Итог выполнения программы –7 -80%
Публикация «Примерный аналитический отчет по усвоению детьми ЗУН парциальной программы „Наш дом-природа“ Н, А, Рыжовой» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Успешному усвоению материала способствовало системный подход в экологическом образовании с опорой на материал Н. А. Рыжовой, конструирование развивающей среды
Получили следующие результаты:
В — 22%. Дети хорошо ориентируются в сезонах года, знают признаки времен года, названия месяцев. С интересом беседуют на экологические темы. Играют в экологические игры. Отлично знают названия животных, птиц. Насекомых, растений их особенности обитания. Отвечают на проблемные вопросы, могут устанавливать причинно-следственные связи. Активны в опытно-исследовательской деятельности. Дети любят наблюдать за изменениями в природе. Эти дети хорошо выполняют заданные поручения по уходу за комнатными растениями и аквариумом. Ориентируются в знаниях о роли растений и животных, насекомых и птиц и т. д. в жизни человека. Знают, чем отличаются живые организмы (дышат, питаются, растут, размножаются) от неживых. Имеют знания о роли человека в жизни растений, животных, птиц, рыб.
С — 58%. У детей имеется необходимый объем знаний, умений и навыков по экологическому развитию. Но иногда путают среду обитания живых организмов, чем питаются, чем отличаются от другого представителя. Слабо отвечают на вопрос о строении организма, его особенностях, т. е. неполные знания о свойствах целостности живого организма.
Н — 8%. Дети ориентируются в представителях живого окружающего мира. Называют место обитания, чем питаются, но слабо анализируют, слабо устанавливают причинно-следственные связи, плохо делаю выводы. К труду в природе относятся положительно, но не активны.
Для получения таких результатов способствовала кропотливая и долгая работа с детьми.
По определению Н. А. Рыжовой под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среде, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций
С детьми и родителями организовывались совместные прогулки и экскурсии, выполнялись совместные поделки: «Дикие животные», «Перелетные птицы». Проводились для родителей консультации экологической направленности: «Экологическое воспитание в семье», «Занимательные опыты», «Домашние животные дома». Большое место в экологическом воспитании отводится организации ручного труда работе с природным материалом. Данный вид деятельности способствует развитию умения планировать свою деятельность, обогащаются знания о свойствах материалов, развиваются творческие способности. Также решаются задачи по формированию коммуникативных навыков. Дети, изготавливая свою поделку, затем объединяют их в общий замысел. Так у нас появились макеты "Улица нашего города", "Зоопарк". При работе с детьми использовались макеты, изготовленные в совместной деятельности: «Осенний лес», «Зимний лес», «Весенний лес» - где дети в совместной продуктивной деятельности создавали сезонные изменения на макете; карты-схемы, просмотр видеопрезентаций и слайдов. Работа проводилась как групповая, так и индивидуальная, на занятиях. Так при создании коллективного панно «Идет весна!» мы с детьми рисовали проталины, прилет птиц, ледоход на реке, появление подснежников, появление зеленых листочков, а затем закрашивали льдины на реке, появлялись другие цветы, насекомые. Не забыли, конечно, и о животных: дети раскрашивали их и наклеивали их на панно, придумывая небольшие интересные лесные истории. В играх, на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности проводилась следующую работу: индивидуальные беседы, разбор ситуаций, чтение познавательной литературы, дидактические игры, обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, использование для слушания звуков природы и классической музыки; реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей.
В группе создавалась предметно-развивающая среда, где для развития интереса к экологическим темам, совместно со взрослыми; обогащался опытно-исследовательский уголок пособиями и материалом для опытов: закуплен иллюстративный материал, пополнен гербарий цветов и семян, сделан мини-стенд для детей «О чем хочу знать завтра», сказочный персонаж Букваежка. Широко использовалось чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а так же экологические досуги.
В течение года особое внимание использовали преимущества экологической проектной деятельности опытно-исследовательского характера как основы формирования ключевых компетенций воспитанников.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет освоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становления мироведения ребенка, его личный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играла экспериментально-исследовательская деятельность самих детей, во время выполнения которой дети смогли узнать о значении растений, солнца, воздуха, воды в жизни человека.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная экспериментально-исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
С психологической точки зрения в едином процессе психического развития ребенка основу составляют процессы саморазвития, которые характеризуются тем, что целый ряд психических образований познавательного, эмоционального и личностного характера формируются и усложняются в русле собственной активности ребенка. Собственная активность полностью определяется самим ребенком, его внутренним состоянием. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий его цели, ищущий пути и способы их достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества. При экспериментировании дети добиваются более высоких результатов, поражающих своей непосредственностью и оригинальностью.
Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. Так в нашей группе организовалась проектная группа детей: Аня Соколова, Маша Перехода, Илья, Даниль.
Значительные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.
При правильном организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовые решения.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух типов: прогнозирования последствий свих действий и прогнозирования поведения объектов.
При проведения опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задания на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.).
Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводится длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
Реализовывались экологические проекты опытно-исследовательского характера детей: «Зеленый лук», «Фасоль», «Растения», «Вода», «Лед», «Лекарственные растения». Проводились, совместно с родителями, акции «Птичья столовая», конкурс «птичья кормушка»
Продолжительный проект помогает нам в организации и проведении экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а детям позволит приобрести прочные знания о природе, «действовать» с изучаемым объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысить качество знаний воспитанников, сформируем желание включаться в деятельность поиска и творчества. Включение родителей в образовательных процесс повысит качество обучения воспитанников, поможет родителям повысить свою компетентность в вопросах педагогики, повысит экологическую культуру семей воспитанников.
Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка, не гасить интерес!