Наталья Тугужекова
Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
“Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Основное содержание исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте предполагает формирование представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, веточек). О способах исследования объекта.
Публикация «Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
5. О человеке (строение тела, назначение органов чувств) .
В процессе обследования детьми предметов рекомендуется решать следующие задачи:
• Сочетать показ взрослого с активным действием ребенка по их обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.)
• Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.
• Учить детей сопоставлять факты и делать выводы из рассуждений.
• Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода».
Цель: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются соль, сахар, лимонная кислота). Дидактическая игра «Угадай на вкус».
2. «Игры с вертушками, ленточками, султанчиками»
Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, металлические или деревянные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Я пеку пирожки».
Цель: Познакомить со свойствами мокрого песка. У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы
Октябрь
1. «Угадай, что за фрукт» (обследование яблока, лимона) .
Цель: Учить детей обследовать предмет с помощью разных органов чувств (осязание, обоняние, вкус). Дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Что в мешочке?», «Чем пахнет коробочка?».
«Я изучаю мир…» Примерное планирование экспериментальной деятельности в младшей группе.
2. «Сыпучий песок».
Цель: Познакомить со свойствами сухого песка (не лепится, сыпется, светлее мокрого). Предложить испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предложить взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздать детям кулечки с дыркой и предложить сыпать из них песок, порисовать струйкой песка (кружочки, дорожки, цветы, солнышко и т. п.)
3. «Что в пакете?».
Цель: Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. Игры с полиэтиленовыми пакетами, наполненными воздухом (на пакете наклеить разнообразные лица).
4. «Глина, ее качества и свойства».
Цель: Научить узнавать предметы, сделанные из глины; определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает) ; слепить угощения для кукол.
Ноябрь
1. «Окрашивание воды».
Цель: Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
2. «Древесина, ее качества и свойства».
Цель: Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде) .
3. «Знакомство с мылом».
Цель: Познакомить детей с чистящими и моющими свойствами мыла: Стирка кукольной одежды и купание кукол.
4. «Что в коробке?».
Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Декабрь
1. «Снег-снежок».
Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле)
2. «Соберем водичку».
Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.
3. «Найди по звуку».
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки различными предметами за ширмой (Рвать бумагу, стучать деревянным кубиком, звучание стекла, скрип металла, постукивание резинового мячика и др.) .
4. «Изготовление цветных льдинок».
Цель: Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. Украсить льдинками елку на участке.
Январь
1. «Игры с соломинкой».
Цель: Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть (предложить выдувать воздух через трубочки в стакан с водой) .
2. «Чьи это следы?».
Цель: Научить детей получать четкие следы на снегу, отпечатки различных предметов.
3. «Как из снега получить воду».
Цель: Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле, талая вода грязная, ее нельзя пить).
4. «Собери человечка».
Цель: Знакомить с частями тела человека в дидактических играх, знать их название, уметь находить несоответствие в рисунках (отсутствие рта, носа и т. д.)
Февраль
1. «Снег в морозный день».
Цель: Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) .
2. «Веточка тополя».
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
3. «Утонет – не утонет».
Цель: Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
4. «Рвем бумагу».
Цель: Знакомить детей со свойством бумаги: она рвется. Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию («Самолетики», «Ракета») .
Март
1. «Игрушки, которые не тонут».
Цель: Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают теннисные шарики, резиновые игрушки и показывают, что с ними происходит, если их положить на дно тазика с водой.
2 «Бумажные комочки».
Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию («Цветы для мамы», «Барашек круторогий») .
3. «Посадка огурцов».
Цель: уточнить представления о том, как растут огурцы, рассмотреть семена, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Горячо – холодно».
Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. (Использовать емкости с водой разной температуры) .
Апрель
1. «Плакала сосулька».
Цель: выяснить с детьми, почему «плачут» сосульки?
2. «Разноцветные стекляшки».
Цель: Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Раздать детям разноцветные пластиковые стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.
3. «Мыльное чудо».
Цель: Познакомить детей с пенообразующими свойствами мыла. Игры с мыльными пузырями.
4. «Растения тоже надо кормить».
Цель: Дать знания о том, что растениям необходима пища в виде удобрений (рассматривание и подкормка огурцов) .
Май
1. «Спрячь игрушку в воде».
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, вода изменяет цвет.
2. «Что любят растения?».
Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. (Сравнение сухого и политого растения бальзамин) .
3. «Солнечные зайчики».
Цель: Научить детей играть с солнечным зайчиком. Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком
4. «Ткань, ее качества и свойства».
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит) .