Елена Шляга
Примерное планирование по теме «Вот какое наше лето» во второй младшей и средней группах
▼ Скачать + Заказать документы
Елена ШЛЯГА,
воспитатель дошкольного образования
первой категории,
Майя БОЙКО,
воспитатель дошкольного образования,
ясли-сад №1 УСР и ЖКХ ОАО «Беларуськалий»
г. Солигорска Минской области
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ВОТ КАКОЕ НАШЕ ЛЕТО!»
[/h3]
Вторая младшая группа
Специально организованная деятельность
Цель: расширение представлений о сезонных изменениях в природе в летний период, о ярких проявлениях растений и животных летом
Публикация «Примерное планирование по теме „Вот какое наше лето“ во второй младшей и средней группах» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Планирование в летний период, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Занятие «Цветы нашей клумбы» по образовательной области «Изобразительное искусство» (рисование).
Программные задачи: формировать умения рисовать цветы различными способами, передавая в рисунке части растения; выбирать по своему желанию техники рисования (кисточкой, пальчиками, ладошкой, ватной палочкой и т. д.); развивать изобразительные способности; воспитывать желание отражать представления об окружающем мире [6, с. 150].
Занятие «Грибочки в траве» по образовательной области «Изобразительное искусство» (аппликация).
Программные задачи: формировать представления о создании аппликации из бумаги, умения обрезать углы в квадратных и прямоугольных формах, применять конструктивный способ создания аппликации, развивать умение применять технику наклеивания (аккуратно наносить клей на обратную сторону фигуры, пользоваться салфеткой для промакивания); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать устойчивый интерес к аппликации [6, с. 152].
Занятие «Что растёт в огороде» по образовательной области «Изобразительное искусство» (лепка).
Программные задачи: формировать представления о способах лепки сюжетов, умения видоизменять знакомые формы для получения другого предмета, использовать средства выразительности (цвет, композиция, форма); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать устойчивый интерес к лепке [6, с. 151].
Занятие «Бабочка» по образовательной области «Изобразительное искусство» (конструирование).
Программные задачи: формировать представления о способах конструирования по собственному несложному плану из природного материала; развивать изобразительные способности; воспитывать устойчивый интерес к изготовлению поделки из природного материала [6, с. 153].
Занятак па адукацыйнай вобласці"Мастацкая літаратура".
Чытанне верша В. Лукша. "Вясёлка"
Праграмныя задачы: фарміраваць уменне слухаць і эмацыйна ўспрымаць літаратурны твор, сачыць за развіццём сюжэту ў ім; адказваць на пытанні па змесце верша; успрымаць асобныя элементы мастацкай формы (рыфма, рытм); развіваць эмацыянальную спагадлівасць на літаратурны твор; выхоўваць жаданне слухаць творы на беларускай мове. [5, с. 84]
Нерегламентированная деятельность
Ситуация общения «Зачем цветам солнышко?».
Цель: развитие умения отвечать на вопросы, связной речи.
Беседы: «У цветочной клумбы», «Вот и лето пришло».
Цель: развитие умения принимать участие в общем разговоре.
Рассказ из опыта «Летом на прогулке».
Цель: развитие умения составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ из личного опыта.
Этюды: «Распускается цветок», «Лягушки и комары», «Грустный цветочек».
Цель: развитие умения передавать образ, эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Проблемная ситуация «Как помочь растениям (цветам?».
Цель: развитие умения вступать в общение, подвести к самостоятельному решению проблемы.
Рассуждения «Почему Оленька не сорвала цветок?», «Почему растения радуются солнышку и дождю?».
Цель: развитие умений участвовать в общем разговоре, выражать свои мысли
Наблюдения за неживой природой (солнцем, небом, облаками, ветром).
Цель: формирование представлений о связях между явлениями природы летом (дует ветер — плывут облака, солнце светит ярко — жарко, развитие умений определять и называть основные состояния погоды летом (солнечно, жарко, идёт дождь, дует ветер, различать лето на основе ярких проявлений неживой природы (светлое небо, солнце светит ярко, тепло, бывают грозы, дожди).
Наблюдения за деревьями и кустами ближайшего окружения.
Цель: развитие умения различать и называть деревья, кусты ближайшего окружения.
Наблюдения за цветником.
Цель: формирование умения различать и называть декоративные цветы по ярким отличительным признакам.
Наблюдения за птицами.
Цель: формирование представлений о птицах (их поведение летом).
Наблюдения за растениями на огороде.
Цель: формирование умений различать и называть растения огорода (лук, горох, огурцы и др., различать части растений (листья, плоды).
Наблюдения за насекомыми.
Цель: развитие умений различать и называть насекомых, выделять некоторые яркие особенности внешнего вида.
Опыты и эксперименты:
«Лепим из песка».
Цель: формирование представлений о свойствах сухого и влажного песка (сухой легко сыплется, влажный — темнее сухого, на нём отпечатываются следы, из него можно лепить).
«Поиграем с солнышком».
Цель: развитие умения определять, какие предметы нагреваются лучше (светлые или тёмные, в тени или на солнце) Дидактические игры:
«Найди картинку про лето», «Что бывает летом?», «Угадай время года».
Цель: развитие умения различать времена года на основе ярких проявлений природы.
«Назови цветок».
Цель: развитие умения различать и называть декоративные цветы.
«Что есть у цветка?».
Цель: закрепление представлений о частях растений.
«Собери лепесточки», «Сложи цветок», «Посади бабочку на цветок».
Цель: развитие умений соотносить предметы по цвету.
«Летняя поляна».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения.
Дидактические упражнения: «Расскажи о цветке», «Угадай по описанию»
Цель: развитие умения описывать растения.
Игры с мозаикой: «Волшебный цветок», «Цветочная поляна».
Цель: развитие фантазии, интереса к игровой деятельности, мелкой моторики, закрепление основных цветов спектра.
Пальчиковые игры: «Цветок», «Мы цветы в саду сажаем», «Чудесные цветочки», «За ягодами».
Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Бабочка и цветочки», «Ягода», «У медведя во бору».
Цель: формирование умения применять двигательные умения в подвижных играх.
Игры с песком: «Готовим угощение», «Строим башню».
Цель: развитие умения выявлять свойства песка для реализации замысла, закрепление навыков использования формочек.
Сюжетно-дидактическая игра «Куклы собираются на прогулку».
Цель: развитие умения выстраивать игровой сюжет, поддерживать ролевой диалог со сверстником и взрослым
Заучивание рус. нар. потешек: «Дождик-дождик, веселей», «Дождик, дождик, пуще.», «Ах, ты, радуга-дуга»
Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на фольклорные произведения, упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять небольшие по объёму потешки.
Чтение: Н. Павлова. «Земляничка», В. Сухомлинский. «Дождж і гром» (пер. с укр. Василя Витки, Н. Абрамцева. «Дождик», В. Берестов. «Весёлое лето», «Как найти дорожку», И. Токмакова. «Дождик», З. Александрова. “Дождик”, А. Кобец-Філімонава. «Сем мастакоў»,
Цель: развитие умений слушать и эмоционально воспринимать произведения художественной литературы различных жанров, отличать прозу и стихотворную речь.
Рисование: «Красивый цветок», «Ягодка за ягодкой», «Солнышко».
Цель: развитие умения использовать разные техники рисования для создания изображения, творческих способностей.
Аппликация: «Цветочная клумба», «Грибная поляна».
Цель: развитие умений применять конструктивный способ создания аппликации, технику наклеивания.
Конструирование: «Венок из цветов».
Цель: развитие умения самостоятельно использовать способы работы с бумагой.
Лепка: «Цветы на лугу», «Вишенки на веточке», «Выросли грибочки».
Цель: закрепление
умения лепить несложные предметы, используя ранее усвоенные приёмы лепки.
Слушание: «Мячик» Г. Фрида, «Мотылёк» С. Майкапара, «Дождик» В. Герчик, «Грустный дождик» Д. Кабалевского.
Цель: развитие умений внимательно прослушивать музыкальные произведения, различать контрастное настроение музыки.
Пение: «Цветики» (сл. Н. Френкель, муз. В. Карасевой, «Есть у солнышка друзья» (сл. Е. Каргановой, муз. Е. Тиличеевой).
Цель: развитие умений делиться впечатлениями о прослушанной песне, чётко произносить слова, завершать фразы одновременно с музыкой.
Танцевальное творчество: «Побегаем, попрыгаем» С. Соснина, «Лошадка» В. Герчик, «Поскачем» Т. Ломовой.
Цель: развитие умений ритмично бегать по кругу, выполнять ритмичные движения под музыку Труд в природе: «Поможем цветочкам дышать», «Цветочек хочет пить», «Обитатели нашего уголка».
Цель: развитие умений выполнять элементарные трудовые поручения в уголке природы (вытирать пыль с крупных кожистых листьев комнатных растений, кормить рыбок, поливать комнатные растения).
«Польём цветы в цветнике».
Цель: развитие умений выполнять трудовые действия (поливать растения на клумбе).
«Наш огород».
Цель: развитие умений выполнять трудовые действия на огороде (поливать растения на грядках).
Хозяйственно-бытовой труд: «Все игрушки — в домик».
Цель: развитие умений соблюдать порядок на участке после игр.
«Мы дежурим по столовой»
Цель: развитие умений выполнять трудовые действия, необходимые при дежурстве по столовой (накрывать стол к обеду, раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки).
Самообслуживание «Вместе мы за столом аккуратно себя ведём».
Цель: воспитание элементарной культуры поведения за столом во время еды: принимать пищу аккуратно, брать понемногу, захватывать губами, хорошо пережёвывать с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами
Специально организованная деятельность
Цель: развитие интереса к объектам и явлениям живой и неживой природы в летний период, умения сравнивать характерные проявления в мире растений и животных летом
Занятие «Ягоды в саду» по образовательной области «Изобразительное искусство» (рисование).
Программные задачи: формировать умения самостоятельно создавать композицию по всей поверхности листа бумаги (ягодный куст, закрепить умение рисовать круглые формы, выбирать по своему желанию материалы и техники рисования; развивать творческое воображение; воспитывать желание применять доступные выразительные средства для отображения своего отношения к создаваемым рисункам [6, с. 213].
Занятие «Божья коровка» по образовательной области «Изобразительное искусство» (аппликация).
Программные задачи: формировать умения вырезать округлые формы из квадратов способом закругления углов, выкладывать детали и наклеивать их; развивать интерес к аппликации; воспитывать желание использовать доступные выразительные средства в аппликации. [6, с. 215].
Занятие «Насекомые на лугу» по образовательной области «Изобразительное искусство» (лепка) (по замыслу).
Программные задачи: совершенствовать умение лепить насекомых разными приёмами и способами в определённой последовательности, закреплять приёмы работы с пластилином (скатывание, раскатывание, приплющивание, вдавливание, присоединение и примазывание); развивать изобразительные способности; воспитывать устойчивый интерес к лепке [6, с. 214].
Занятие «Мухоморчики» по образовательной области «Изобразительное искусство» (конструирование).
Программные задачи: формировать умение конструировать гриб по образцу из бумаги и бросового материала, закреплять приёмы работы с бумагой (складывание полукруга для получения конуса, уточнять представление о ядовитых грибах; развивать конструктивные способности; воспитывать желание создавать законченные образы [6, с. 215].
Занятие «Чтение сказки «Три бабочки»» по образовательной области «Художественная литература».
Программные задачи: формировать умения внимательно слушать и эмоционально воспринимать литературное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию, развивать умение эмоционально передавать своё отношение к персонажам сказки; развивать внимание, память, речь; воспитывать чувство сопереживания героям произведения [6, с. 223].
Занятие «Поздравляем именинников лета»или «Обложка для книги «Летние загадки» по образовательной области «Изобразительное искусство» (детский дизайн).
Программные задачи: формировать умение создавать доступные объекты дизайна своими руками (открытку или обложку); использовать доступные виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) в процессе занятий дизайном; анализировать средства художественной выразительности (форма, цветовое сочетание, композиция, фактура); развивать творческие способности; воспитывать эстетические чувства. [6, с. 114].
Нерегламентированная деятельность
Беседы:
«Опасные насекомые», «Не всё полезно, что в рот полезло», «Как узнать лето?», «Летние забавы».
Цель: развитие умения участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу.
Этюды: «Цветочная поляна», «Весёлые овощи», «Растения радуются дождю», «Я — солнечный лучик».
Цель: развитие воображения, умения передавать разные чувства в движениях, звукоподражаниях.
Коммуникативные ситуации: «Можно ли рвать цветы?», «Водичка - растениям сестричка».
Цель: формирование умения использовать элементы объяснения и убеждения в игровом общении.
Рассуждение «Почему липу называют «царицей лета»?».
Цель: развитие умения использовать элементы объяснения и убеждения.
Рассказ из опыта «Как я отдыхал летом».
Цель: развитие связной речи, умения составлять рассказ из личного опыта.
Наблюдения за неживой природой (погодой, облаками, дождём, солнцем, ветром).
Цель: формирование умений определять основные состояния погоды (тепло, жарко, пасмурно, солнечно, облачно, ветрено, отмечать результат наблюдений в календаре природы.
Наблюдение за насекомыми.
Цель: развитие умения распознавать и называть насекомых (кузнечик, муха, бабочка, муравей, комар, формирование представлений об особенностях их внешнего вида.
Наблюдение за птицами.
Цель: развитие умения распознавать и называть птиц.
Наблюдение за ростом овощей на огороде.
Цель: формирование представлений о стадиях роста и развития растений, развитие умения в процессе наблюдений определять потребность растений во влаге, почве.
Наблюдение за плодовыми деревьями (груша, вишня, слива, яблоня).
Цель: развитие умений группировать деревья по плодам, сравнивать, называть сходства и отличия.
Наблюдение за цветами.
Цель: формирование представлений о цветущих растениях, умения распознавать и называть их.
Наблюдения за трудом воспитанников старших групп на огороде «Трудолюбивые помощники».
Цель: расширение представлений о труде детей и взрослых летом.
Опыты и эксперименты:
«Песочные узоры: какой песок нужен?», «Песочная страна».
Цель: развитие умения определять в процессе экспериментирования свойства песка.
«Поплывёт-не поплывёт».
Цель: формирование представлений о свойствах обьектов неживой природы (в воде могут плавать и тонуть предметы).
«Как радуга в озере купалась».
Цель: формирование представлений о свойствах воды (меняет свою окраску) Дидактические игры:
«Я лето, а ты моя частичка», «Так бывает или нет?».
Настольно-печатные игры «Четыре сезона: лето», «Четвёртый лишний».
Цель: закрепление представлений о лете, сезонных изменениях в живой и неживой природе летом.
«Экологический светофор», «Верно-не верно».
Цель: формирование представлений о правилах безопасного поведения в природе.
«Перакладчыкі».
Мэта: фармiраванне ўмення называць прадметы навакольнага асяроддзя на беларускай мове.
Словесные игры:
«Кто знает, пусть продолжает», «Какое лето?».
Цель: развитие умения употреблять в речи слова, обозначающие свойства и качества предметов.
Игры с природным материалом:
«Выложи сам», «Летние картины».
Цель: развитие фантазии, интереса к игровой деятельности с природным материалом.
Пальчиковые игры: «Солнышко», «Насекомые», «Лето наступает», «Трудолюбивая пчёлка»
Цель: развитие мелкой моторики
Игры-эстафеты: «Перевези урожай», «Не зевай, дары леса собирай», «В лесу не заблудись, назад воротись».
Цель: развитие двигательных умений, быстроты, стремления к достижению коллективного результата.
Подвижные игры: «Удочка», «Мы весёлые ребята», «Поймай комара», «Цветы», «Зайцы в огороде».
Цель: развитие ловкости, быстроты
Чтение: Г. Сапгир «Садовник», Я. Колас «Лета», В. Паспалеева. «Пчёлка» (пер. с болг. И. Воробьёвой, С. Грахоўскі. “Сунічкі”, Т. Кляшторная «Дожджык», «Чудеса» (пер. с пол. В. Приходько, П. Воронько. «Липка», М. Познанская. «Рамонак» (пер. с укр. М. Чернявского, Б. Сачанка. «Кошык малін», У. Ягоўдзік. «Баравік».
Цель: приобщение к доступным произведениям художественной литературы и фольклора, развитие способности к художественному восприятию.
Вечер загадок «Лукошко загадок».
Цель: формирование умения отгадывать загадки о ягодах, грибах, фруктах.
Рисование «Мой любимый цветок».
Цель: развитие умения использовать в рисунке доступные выразительные средства, интереса к художественному экспериментированию.
Конструирование «Корзинка для ягод».
Цель: развитие умения конструировать по образцу поделки из полосок и листов бумаги.
Лепка: «Божья коровка», «Грибная поляна».
Цель: развитие творческого воображения, умения применять способы лепки предметов.
Слушание: «Дождь и радуга» С. Прокофьева, «Рэчанька» (бел. нар. мел.).
Цель: формирование умений заинтересованно слушать произведение народной музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном музыкальном произведении.
Пение: «В огороде заинька» (муз. В. Карасева, «Мы на луг ходили» (муз. А. Филиппенко)
Цель: формирование умения петь песни естественным голосом, напевно, мягко, выразительно в хороводе, с движениями, с музыкальным сопровождением и без него.
Танцевальное творчество: «Завілі вяночкі»(бел. нар. мел., Хоровод «Березонька» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Цель: развитие умения воспринимать танцевальную музыку в единстве с движением, эмоционально откликаться на различную по характеру танцевальную музыку. Труд в природе:
«Наш огород».
Цель: формирование умения самостоятельно поливать, рыхлить почву между рядами растений, пользуясь ручным рыхлителем.
«Уход за декоративными цветущими растениями».
Цель: формирование умений совместно со взрослым осуществлять уход за растениями, определять необходимость полива по состоянию почвы.
Хозяйственно-бытовой труд:
«Мы — помощники»
Цель: развитие умения
совместно с взрослым подметать веранду.
«Перекапывание песка в песочнице».
Цель: развитие умения совместно со взрослым
перекапывать песок в песочнице.
«Игрушки любят чистоту».
Цель: развитие умения совместно со взрослым
мыть выносные игрушки.
Самообслуживание «Я делаю сам».
Цель: формирование умения самостоятельно застёгивать и расстёгивать обувь