Алла Ушакова
Применение технологии развития лексико-грамматического компонента речи: синквейн, лимерик, инсценирование
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.
Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие :
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.
слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак, согласовывать слова в предложении.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Примеры синквейна :
Дождь
Грибной, летний.
Льет, капает, стучит.
Я люблю гулять под дождем.
Вода.
Ветер
Сильный, холодный.
Срывает, дует, воет.
Ветер осенью холодный.
Осень.
Лимерик — абсурдное стихотворение: стихотворение состоящее из слов и фраз, единствен-но используемых для сохранения размера стиха, а не смысла.
В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так : первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
Составлению лимериков предшествует работа над подбором слов, схожих по звучанию (рак – мак; скамейка – линейка и т. д.) Развитию данного умения способствуют следующие дидактические игры: «Так ли это звучит?», «Сочини чисто говорку», «Пропало слово», «Слова – друзья», «Склад – не склад», «Исправь меня».
Примеры лимерика :
В соседнем дворе живет собака Дружок.
Однажды Дружок под дождем промок.
Дети построили Дружку домишко.
Дружок в непогоду виляет хвостишком.
В соседнем дворе живет собака Дружок.
У меня есть картошка.
Она коричневая, как кошка.
Кошка слушала,
А картошка пела –
Вот какая веселая картошка.
У меня был фонарик,
Он желтый, как шарик.
Любил фонарик мечтать
И с шариком играть.
Вот какой замечательный фонарик.
В дошкольных учреждениях на лексико-грамматических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирования. Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико-грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно выбрать два-три ребенка, а можно и задействовать всю группу, например, проводить игру по кругу. Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.
Инсценирование оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.
Инсценирование позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость) благодаря сказке ребенок познает не только умом, но и сердцем. И не только познает мир, но и выражает собственное отношение к добру и злу.
Инсценирование помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.