Галина Губанова
Применение технологии «Путешествия по карте» как один из методов формирования познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит проблема развития познавательной активности дошкольников.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник в процессе образовательной деятельности проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности детей в обучении».
Публикация «Применение технологии „Путешествия по карте“ как один из методов формирования познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
В статьях, словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», "деятельность" - через "активность".
Активность - это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.
Особое внимание формированию познавательной активности уделено в ФГОС ДО.
- Основные принципы дошкольного образования;
- Образовательная область "Познавательное развитие";
- Виды деятельности.
Педагогами широко применяются современные образовательные технологии по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста :
1. Проектная деятельность;
2. Коллекционирование;
3. Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность;
4. Путешествия по реке времени;
5. Путешествия по карте.
Хочу подробно остановиться на такой технологии, как "Путешествия по карте". В последнее время мы часто слышим об использовании данного метода с детьми старшего дошкольного возраста. Дети по своей сущности являются исследователями с самого раннего возраста. Так почему же не использовать этот метод гораздо раньше?
Актуальность проблемы:
Особое внимание ФГОС ДО к познавательному развитию ребёнка;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка происходит в различных видах деятельности;
Ребёнок – активный участник образовательного процесса.
Целью данной работы - формирование познавательной активности детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Для каждого путешествия необходим материал :
• Карта;
• Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных, культурных ландшафтов разных частей света, конкретных и сказочных объектов и;
• Необходимый демонстрационный и раздаточный материал (зависит от цели и задач деятельности).
• Волшебный рюкзачок;
• Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
Алгоритм проведения "Путешествия по карте" :
1. Выбор пункта назначения.
2. Определение маршрута по карте.
3. Высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться, что необходимо взять с собой в путешествие.
4. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
5. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
1. Выбор пункта назначения.
Пункт назначения зависит от поставленной перед детьми цели.
Один из методов выбора пункта назначения - новости "Волшебного радио". Воспитатель предлагает детям послушать "Волшебное радио". Из услышанной новости дети определяют пункт назначения - кому-то необходима помощь, мы отправляемся в путь.
2. Определение маршрута по карте.
Если для детей старшего дошкольного возраста карта - это физическая карта мира, то для детей младшего и среднего дошкольного возраста это своеобразный пейзаж с изображением дороги.
Воспитатель отбирает возможные пункты. Это могут быть реальные ландшафтные объекты и части света, а также сказочные или объекты, сделанные руками человека. За время одного путешествия рекомендуется посетить не более 3 пунктов.
Но как же нам попасть в то место, куда нам необходимо?. Дети высказывают свои предположения. На первых занятиях воспитатель предлагает обратиться к карте и определить маршрут. На последующих занятиях дети уже знают как узнать правильный маршрут - по карте! Воспитатель может использовать интерактивную доску, мультимедийное устройство, ноутбук или распечатанный вариант карты - это зависит от наличия в ДОУ соответствующего оборудования.
Итак, чтобы добраться, например, до зоопарка, нам сначала надо пройти через болото, затем побывать на острове, а только потом мы попадём в зоопарк. Воспитатель может самостоятельно выбирать пункты назначения. Их выбор будет зависеть от цели путешествия и, конечно, от творчества педагога. Итак пункты назначения выбраны - болото, остров, зоопарк.
Закрепляем с детьми пункты назначения - болото, остров, зоопарк.
3. Высказывание предположений о том, кто и что нам может встретиться, что необходимо взять с собой в путешествие. В каждое путешествие дети берут с собой рюкзачок, в который складывают необходимые, по их мнению, вещи, которые могут понадобиться во время путешествия.
4. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
Посещение каждого объекта сопровождается каким-либо видом деятельности. Например :
болото (знакомство с объектом «болото», о безопасном передвижении по болоту; знакомство с представителями флоры и фауны болота с использованием художественного слова; ФЭМП (счёт, величина); индивидуальная, групповая или коллективная продуктивная деятельность).
остров (населить необитаемый остров животными (использование геометрических плоскостных фигур); знакомство с животными юга; опытно-экспериментальная деятельность – свойства песка, почему попугая не видно в зарослях джунглей).
зоопарк (помочь больным животным (выбор предметов из волшебного рюкзачка); классификация животных; придумывание загадок про животных; покормить животных (логическое мышление, ФЭМП);
5. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Вопросы к детям:
Что больше всего запомнилось (понравилось) во время путешествия?
О чём новом узнали во время путешествия?
Воспитатель говорит о том, что ему больше всего запомнилось во время путешествия, что он узнал нового.
Проверка предположений детей.
Почему мне интересен данный метод и каковы его достоинства:
1. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
3. Стимулирует развитие речи.
4. Происходит формирование познавательной активности в процессе различных видов деятельности.
5. Развиваются творческие способности, формируются трудовые навыки и укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Желаю успехов в использовании данной технологии в работе с детьми!