Бондарева Евгения
Применение современных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации. Технология проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Главной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе и отношение к ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается девиза: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Целью является содействие становлению ребенка как личности.
Технология проектной деятельности :
Темочки:
При планировании проектной деятельности педагогу должен помнить о трех этапах проектной деятельности у детей дошкольного возраста.
Первый этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
Здесь дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты.
Второй этап – развивающий, он уместен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, дети согласовывают действия, оказывают друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами и активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У ребенка развивается самоконтроль и самооценка, он способен достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дошкольник принимает проблему, уточняет цель, способен выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Он не только проявляет готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, характерен для детей 6–7 лет. Взрослому важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В связи с перечисленным, актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Проектная деятельность объединяет воспитателей, детей, родителей, учит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя и почувствует себя нужным.
При работе над проектом, задача педагога произвести правильную работу, чтобы она была максимально продуктивной.
Первым этапом в подготовке проекта - выбор темы для проекта. Тема должна отвечать на основные три вопроса: " Что я знаю? Что я хотел бы узнать? Как я могу это узнать?"
Если дети участвуют в выборе темы для проекта, это положительно влияет на их развитие в целом потому, они познают собственные интересы, могут оценить имеющиеся знания, развивается речь и речевой аппарат, потому что им приходится отвечать на вопросы, поставленные педагогом, рассуждать на эту тему, отвечать полностью и развернуто. Задача воспитателя создать условия для воплощения познавательной деятельности детей.
Вторым этапом является реализация проекта, он может быть долгосрочным или краткосрочным.
В данном случае задача проекта- реализация детских замыслов в условиях группы. Реализация может происходить через деятельности, такие как творческая, продуктивная, экспериментальная и т. д.
Третий этап представляет презентацию. Основа презентации - материальный продукт, он имеет непосредственную ценность для самих детей. В ходе реализации и создания этого продукта, ребенок раскрывает свой творческий потенциал, применяет уже имеющиеся знания и получает новые знания, которые они смогут использовать уже в последующих проектах и различных мероприятиях.
Перед воспитателем ставится задача таким образом, что условия должны позволять детям рассказать о своей работе, осмыслить свои результаты. В процессе выступления перед сверстниками, ребенок приобретает навыки владение своими эмоциями и невербальными способами общения.
Четвертый заключающий этап - этап рефлексии. Здесь происходит взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Педагог выстраивает свою проектную деятельность поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
Последовательность работы воспитателя над проектом :
• воспитатель ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает детей в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с родителями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с родителями и детьми составляет план, схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал;
• проводит игры, занятия, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта;
• даёт домашние задания детям и родителям;
• поощряет творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
• организует презентацию проекта (праздник, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, реализуются интересы и потребности раскрывается его индивидуальность, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. А это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Примером проектной деятельности может служить разработанный мною проект в подготовительной группе на тему: «Путешествие письма».
Паспорт проекта
Вид проекта : Среднесрочный, групповой
Срок реализации: 1 месяц
Девиз проекта : Почта ходит, ездит и летает,
Почте путь открыт везде,
А когда и суши не хватает,
Плыть готова по воде!
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители.
Целевая аудитория: 6-7 лет
Цель проекта : обогащение представлений детей о работе почты и почтовых служащих.
Задачи:
- показать этапы развития почты: как и когда появились почтовые ящики, изобретение конвертов, сургучной печати, марки.
- формировать у детей представления о труде работников почты.
- развивать творческие способности детей;
- обогащать словарный запас словами: письмо, конверт, открытка, посылка, почтовый ящик.
- воспитывать уважение к работникам почты.
Гипотеза:
Если внимание детей привлечь к такой профессии как почтальон, то через организацию практической деятельности будет способствовать развитие их познавательно – исследовательских способностей.
Актуальность проекта :
Тема проекта является актуальной, так как современные дети мало знакомы с работой почты и почтовых служащих. Почта – незаменимый помощник человека. Каждая профессия необходима в нашей жизни. Работа почтальона до сих пор востребована. Почтовые работники вносят вклад в улучшение жизни и развития страны.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный
• Подбор и изучение педагогической литературы, иллюстративного материала
• В соответствии с темой проекта с учетом возрастных особенностей детей, разработка проекта
• Создание предметно – развивающей среды: предметные и сюжетные картинки по теме «Почта».
• Создание уголка для сюжетно – ролевой игры: «Почта»
• Совместная деятельность педагога с детьми.
• Консультация для родителей «Для чего в современном мире нужна почта?»
Основной
1. Работа с детьми
• Рассказ «Путешествие сахарницы»
• Просмотр презентации «История письма»
• Чтение литературы: С. Маршак «Почта», Шибаев «Почтовый ящик», Я. Ким «Неумейка», Н. Иванова «Мамины профессии»
• Дидактические игры и упражнения: «Отправь посылку», «Чего не хватает?», «Получи письмо»
• Просмотр мультфильмов: «Почтовый ящик», «Почта пришла».
• ОО «Речевое развитие»
НОД «Развитие речи» Тема: «Письмо Деду Морозу»
• ОО «Художественно-эстетическое развитие».
НОД «Аппликация». Тема: «Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне?»
• ОО «Познавательное развитие»
НОД «ФЦКМ». Тема: «Путешествие письма», «Фронтовые письма».
2. Работа с родителями
• Экскурсия в почтовое отделение
• Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Почта»
Заключительный
Продукт проекта :
Открытие «Почтового отделения» в группе
Результат:
- закладываются основы познавательно – речевого развития.
- воспитывается ответственность за порученное дело.
- развивается коммуникабельность.
- прививать любовь к разным профессиям.
По результатам проведённой мной работы можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Ребенок при создании определённых условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса. Дети знают о работе почты, почтовых служащих, уверенны, в том, что почта продолжит свою работу еще много лет, даже несмотря на то, что в современном мире, люди реже стали писать письма.