Дарья Дьячкова
Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие нетрадиционных техник рисования.
2. Актуальность.
3. Возрастные особенности младших школьников в сфере изобразительной деятельности
4. Особенности применения нетрадиционных техник в начальной школе.
5. Заключение.
Публикация «Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
1. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
2. В процессе нетрадиционного рисования ученик всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют школьников, у обучающихся сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их желание, интерес. Их использованиe способствует интеллектуальному развитию ученика, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют учащимся ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у обучающегося на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, школьники младших классов часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Традиционные техники используются редко, однако работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у обучающегося, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность восприятия и деятельности.
В истории педагогики проблема изобразительного искусства постоянно была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, поскольку как раз они устанавливают прогресс человечества. Наше время так же требует нестандартно мыслящих, творческих, действующих на благо формирования личности и общества людей. То есть предоставленная программа не свежа в плане ее постановки. Не свежа она и в плане доказательства надобности ее решения уже в начальной школе. Общественное выражение С. В. Михалкова – “Все начинается с детства” подходит в данном случае. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в детстве чреваты невосполнимыми утратами в формировании личности в последующие годы.
Это объясняется тем, что этот этап, этот возраст наиболее удобен для развития не только воображения, но и психического процесса, образного мышления, составляющего основу творческой деятельности.
Потому развитие творчества – одна из важнейших задач воспитания. На сегодняшний день необходим широкий подход к вопросу, понимание его как формирование творческих начал личности в разнообразных сферах жизнедеятельности ученика: в отношении его к окружающему миру людей, природы, предметов.
При работе в нетрадиционных техниках немалую роль играет воображение и самостоятельность. Воплощая в жизнь рисунок, учащиеся придумывают что-то интересное, фантазируют, в последствии выходит определенный продукт деятельности.
Следовательно, рисование в нетрадиционных техниках на уроках разрешает в полной мере показать ученикам свои творческие способности.
Изобразительная техника – знание различных технических приемов работы различными художественными материалами, передачи светотени, конструктивного строения, умение пользоваться всевозможными художественными материалами, выразительность передачи изображаемого, индивидуальная изобразительная манера художника приемов изображения предметов в перспективе.
Для того чтобы обучить создавать рисунки, необходимо организовать условия для занятий изобразительным творчеством. У школьника должен быть уголок творчества, какой помог бы ему как можно раньше (еще до школы) взять в руки «орудия труда» : карандаш и краски. Проведенные исследования показали, что многие отдают предпочтение рисованию фломастерами и цветными карандашами. Реже школьник лепит из пластилина, также нечасто явление, когда ученик пишет красками в условиях дома, семьи. Цветные карандаши и фломастеры – это замечательно, но в совмещении с иными изобразительными средствами невозможны.
3. В школе ситуация отношение к изобразительному искусству меняется : из приятного игрового занятия рисование превращается в обязательную дисциплину, в урок, в работу. Для работы необходимы не просто любимые, а строго определённые правила, средства, материалы. Обязательно нужно выполнить задание учителя, а не то, что хочется рисовать самому.
Возрастные особенности учащихся накладывают специфические черты на методики проведения занятий. Основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности :
• высокая эмоциональность;
• целостность восприятия;
• развитое воображение;
• конкретно – образное мышление;
• высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;
• увлечённость процессом деятельности;
низкая направленность интереса на качество результата;
• лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой.
• быстрая утомляемость от однообразной работы.
Основным видом деятельности в этом возрасте считается учебная (ученик стремиться получить персональную оценку, единственным авторитетом для него является учитель).
4. Занимательность на уроке не является самоцелью, а служит задачам развивающего обучения. Стимулирует познавательную увлеченность. На этих уроках учащиеся наиболее полно реализуют свои способности и творческую самостоятельность. Нестандартные уроки развивают память, мышление, воображение, самостоятельность, инициативность и волю, вносят в урок оживление и элементы занимательности, повышают интерес к знаниям. Учитель обязан сделать серьезный труд делом занимательным и продуктивным. Игровые задачи должны полностью совпадать с учебными, формировать потребность активно относиться к учебному процессу.
Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направлена в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна как это не парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития учеников. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, ученики практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность обучающегося, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявление ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающихся упражнений является повышение творческо-поисковой активности школьников, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны, так и для школьников, требующих специальной корректной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.
Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс – возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития школьников, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развевающие игры и упражнения базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий представляют школьным психологам непосредственную информацию о текущем уровне развития. Возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной на этом этапе характерной для первых месяцев пребывания ученика в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной, способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет школьникам, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные.
5. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника необходимо всестороннее приобщение к изобразительной деятельности. Актуальность использования нетрадиционных техник рисования, заключается как в одном из эффективных путей развития творческих способностей в школьном возрасте. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет повысить показатели уровня развития творческих способностей у школьников; тематика рисунков становится более разнообразной; способствуют формированию таких черт творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
Виды нетрадиционных техник рисования : Рисование при помощи штриховки, рисование при помощи копировальной бумаги, граттаж (процарапывание, рисование на мятой бумаге, энкаустика (живопись из пластилина, объемная живопись, акватушь, рисование обувью, метод живописи пальцами, рисунки при помощи открыток и т. д.
Дьячкова Дарья Викторовна,
Студент 4 курса СХУ им. Петрова-Водкина,
Коновалова Анна Игоревна, преподаватель,
г. Самара
Список литературы
1. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 2016г.
2. Пискулина С. С. Играем с лоскутом// Начальная школа. №3, 2019г. С. 72-75
3. Полуянов Д. Воображение и способности. - М. :3нание, 2015г. С. 50
4. Галиулина Ф. К. Аппликация из стружек// Начальная школа. №3, 2016г. С. 34
5. Калиниченко А. И. Бумажная филигрань// Начальная школа. №7, 2010г. С. 55-56