Дарья Степаненко
Применение нейроигровых технологий в работе воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Применение нейроигровых технологий в работе воспитателя
В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.
Публикация «Применение нейроигровых технологий в работе воспитателя» размещена в разделах
Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Нейроигровые технологии направлены на развитие:
разных видов восприятия
внимания
памяти
формирование пространственных представлений
умения прогнозировать результаты своих действий
умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий
Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы работы с применением нейроигр :
Принцип «от простого к сложному»
Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов
Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения
Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий :
Педагог должен свободно владеть упражнениями
Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе
Периодичность — ежедневно, без пропусков
Время занятий – утро, день
Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах
Продолжительность занятий от 10- 15 минут
Одно упражнение не должно занимать более 2 минут
Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам
Внутри комплексов упражнения можно менять местами
От детей требуется точное выполнение упражнений
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом
Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели
Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:
Кинезиологические упражнения
Глазодвигательные упражнения
Нейроигры с мячом
Нейроигры с карточками
Дыхательные упражнения
Растяжки
Функциональные упражнения
Релаксационные упражнения
Когнитивные упражнения
Компьютерные игры
Нейроигры с балансировочной доской
Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.
Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.