Наталья Туголукова
О формировании навыков самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
(мой опыт)
Среди воспитателей детского сада есть мнение (этого мнения я тоже придерживалась, что самый сложный этап работы с детьми это – первая группа раннего развития (от 1,6 до 2 лет) и вторая группа раннего развития (от 2 до 3 лет). Проработав на группе один год, я поняла, что эта точка зрения не лишена своего основания. В нашем садике есть еще одна группа – младшая группа (от 3 до 4 лет). И все три возраста посещают одну группу – первую разновозрастную.
Публикация «О формировании навыков самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
И возникают трудности в организации и планирование образовательной деятельности, так как она тесно переплетается с режимными моментами, что в свою очередь делает ее не прерывной в течение дня. Были затруднения в организации и подготовке к режимным моментам, так как для маленьких деток интересно, а для старших деток уже нет. Воспитателям разновозрастных групп приходится больше уделять внимание режимным моментам, надо кого-то научит ручки мыть, затем правильно их вытереть, и другие навыки, а так же закреплять эти навыки, а ребята постарше уже умеют это делать. Они справляются раньше и для них нужно, что – то еще организовать.
И не хочется эти моменты делать элементарными, монотонными, а хочется сформировать навыки культуры поведения и самообслуживания у ребенка в интересной, увлекательной деятельности для всех возрастов в группе. В эти моменты открывают возможность индивидуального общения с малышом, я стараюсь установить доверительные отношения, чтобы укрепить эмоциональную связь с ребёнком, особенно если это ребенок в период адаптации к детскому саду.
В ходе ежедневных режимных моментов, беседуя с ребенком, не хочется просто называть предметы и действия, а объяснить, спросить, если ребенок затрудняется ответить, то стараюсь наводящими вопросами илиотвечаю на вопросы, рассказываю, зависит все от ситуации. Все это способствует познавательно-речевому, нравственному развитию ребенка.
Чтобы облегчить себе работу, я стала разрабатывать комплекс занимательных ситуаций, в которых мы с помощницей куклой рассказываем о важном просто и интересно. При составление занимательных ситуация опираюсь на триединую цель всего образовательного процесса: обучающую, развивающую и воспитательную. Все игровые ситуации дают представления о предметах ближайшего окружения, параллельно обогащать словарный запас (для всех возрастных групп это в большей степени пассивный словарь); стимулируют развитие речевой функции, в том числе с помощью тренировки мелкой моторики — развивающее направление; воспитывают КГН, эмоционально положительное отношение к миру вокруг — воспитательный элемент.
Игра носит развивающий характер, если ее будет организовывать воспитатель, и будут организовываться по принципу решение занимательных задач. Игру можно выстроить так чтобы решить главную цель ФГОС, чтобы ребенок искал пути решения самостоятельно. Можно с ребенком уложить Катю спать, а можно не конкретно сказать, что она хочет спать, а сказать, что Катя устала, и ребенок должен предложить, что надо сделать.
Увлекая детей в игру воспитатель, с целью обучить их каким-либо способам действия, нужно не заставлять, не пытаться обучать прямым образом, показа действий, а вовлекать,создавая определенную эмоциональную ситуацию, которая будет притягивать внимание играющих неподалеку ребят. Постепенно малыши будут больше заинтересовываться игрой воспитателя, которую он разворачивает у них на глазах. Дети будут подходить ближе и потихоньку втягиваться в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли, как подчиненные, таки главные, побуждать к различным игровым действиям в зависимости от поставленных целей.
Таким образом, в игровых ситуациях воспитатель тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, которые вызывают у ребенка желание решить игровую задачу.