Алена Базанова
Применение квест-технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Горький А. М. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
Макаренко А. С. «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.
Публикация «Применение квест-технологий в ДОУ» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Сама по себе методика квестов не новая, подобные занятия были известны еще в прошлом столетии, когда дети во дворах играли в «Казаков-разбойников», «Зарницу» и прочие приключения. Новое слово в этой концепции предложил американский ученый Джордж Берни, благодаря которому на сегодняшний день мы имеем сочетание игры и обучения в одном мероприятии.
Квест – в переводе с английского Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Квест (квестор) : от лат. «quaero» – ищу, разыскиваю, веду следствие.
Квест-технология - игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника, четкие правила, и реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и умений по заданной теме.
Квест-технология вызывает большой интерес среди специалистов ДОУ. Игры-квесты актуальны в контексте требований ФГОС ДО.
Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Преимущества квест-игр :
Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи;
проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений;
в ходе реализации квест-игры осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми;
квесты требуют определённой ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в неё обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, укрепляется здоровье детей;
ребенок осваивает информационные технологии для решения задач (для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, буклетов, газет и многого другого);
возможность интерактивной работы с родителями, активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО;
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
воспитательные- формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие;
образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
развивающие- в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
коррекционные -интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.
В процессе прохождения квеста ребенок всесторонне участвует в работе, в данном процессе задействуются все виды деятельности:
- игровая (дидактическая, подвижная, спортивная);
- социально-коммуникативная (развитие речи, основы здоровья и безопасной жизнедеятельности);
- художественно-изобразительная (рисование, конструирование, лепка и др.);
- познавательно-исследовательская (игры по ОБЖ, окружающий мир, техника и др.);
- театрально-музыкальная (элементы танцев, рассказ стихов, цитирование и др.);
- ознакомление с литературой и фольклором.
Несмотря на развлекательный характер квест-игр, в них заложен огромный массив вспомогательных приемов, которые позволяют не только веселить детей, но и учить, и развивать.
Среди основных приемов можно выделить:
дидактические, спортивные, оздоровительные и др. игры;
арт-терапию;
викторины;
творческие задания;
загадки, кроссворды, ребусы;
лабиринты;
задания с конструированием и моделированием;
постановку эксперимента.
Квест-игра может иметь разный сюжет, может быть быстрой, а может и продолжительной. В зависимости от возраста детей и изучаемого материала воспитатель может выбирать разные виды квестов.
Различают такую типологию игр:
- линейные – воспитатель продумывает этапы игры, которые связаны друг с другом и в итоге формируют единую структуру;
- штурмовые – воспитатель создает несколько путей, по которым могут пойти дети в процессе прохождения игры, получая задания и подсказки к ним, они могут сами выбрать путь и следовать ему;
- кольцевые – напоминают линейные, но у каждой команды есть своя точка старта и свои задания, которые они выполняют по ходу своего маршрута, приходя в общую финишную точку.
Больше всего дети дошкольного возраста любят бродилки и головоломки. Воспитатель продумывает задания для команд и создает островки, на которых дети находят задание и подсказки, которые указывают, куда идти дальше. Такой вид деятельности позволяет активизировать желание познать окружающий мир, изучить его и исследовать.
Планируя квест-игру, воспитатель первым делом выбирает ее тематику, ориентируясь на возрастные особенности детей. Так в младшей группе интересной будет игра по русским народным сказкам или сказкам Чуковского, где дети смогут угадать знакомых героев, вспомнить сказки или познакомиться с ними впервые. Для средней группы отлично подойдут квесты по ОБЖ, ПДД, математическая квест-игра. Для детей старшего дошкольного возраста можно провести экологический квест, игру краеведческого характера, более сложный вариант математического квеста с заданиями по финансовой грамотности. Помимо этого, можно проводить тематические игры к определенным праздникам: на 8 Марта, 23 февраля, военно-патриотический квест на 9 мая, на 1 сентября и не только. Если позволят погодные условия, полезным будет провести на улице спортивный квест, который поможет проверить физическое развитие детей, выявить сильнейшего, наиболее активного и сообразительного.
Чтобы удалось организовать игровую деятельность как следует, стоит строить ее по такому принципу:
- определить базу знаний и умений детей, выявить хорошо закрепленный материал и определить новый материал;
- определиться с задачей и целью конкретной игры;
- подобрать виды деятельности для реализации поставленных целей, определиться со временем проведения мероприятия;
- создать сценарий игры со всеми сюжетными моментами, поворотами, интригами;
- педагог должен определиться с названием игры, продумать вступительное слово и ход развития сюжета.
- придумать первое задание, которое выполняется без особых усилий, но вовлечет детей в историю, сюжет самой игры;
- продумать остальные задания, которые будут вызывать интерес и стремление к достижению итоговой цели, а не утомление и скуку (задания должны быть понятными и посильными, педагог использует все известные виды деятельности, создавая интересную и динамичную игру)
- разработать план маршрута так, чтобы станции с заданиями не пересекались;
- чтобы не переутомлять детей, важно продумать и создать условия для отдыха, физминутки, задания на релаксацию;
- продумывая станции с заданиями, важно выстраивать их так, чтобы дети видели логическую связь и двигались к достижению главной цели, которая достигается постепенно, путем прохождения каждого этапа.
- продумать и подготовить реквизит для проведения каждого задания. Благодаря проведению квестов развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы становится все более всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Конечно, сложные квест-игры требуют от воспитателя тщательной подготовки, но также есть простой вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Эта несложная игровая схема неизменно пользуется успехом.
Таким образом, образовательный квест – это совершенно новая форма обучения, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры! Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.