Захарова Екатерина Станиславовна
Применение интерактивных форм и методов учебной деятельности по формированию функциональной грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные стандарты дошкольного образования определяют цель общего образования – подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, самообразованию и самосовершенствованию.
Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в применении современных интерактивных педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого воспитанника, его активности.
Публикация «Применение интерактивных форм и методов учебной деятельности по формированию функциональной грамотности дошкольников» размещена в разделах
Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
добывать знания;
применять знания и умения;
оценивать знания и умения;
осуществлять саморазвитие.
На сегодняшний день современный воспитатель должен идти в ногу со временем, применяя новейшие технологии по формированию функциональной грамотности дошкольника.
В свою очередь формирование функциональной грамотности посредством интерактивных форм и методов обучения способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Применение интерактивных форм и методов учебной деятельности по формированию функциональной грамотности дошкольников позволяет решать ряд задач речевого, математического, экологического, эстетического направления, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Интерактивная технология обучения подразумевает такую организацию педагогического процесса, в которой невозможно неучастие ребенка в коллективном взаимодействии. Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога и полилога обучающихся между собой и педагогом.
Образовательный процесс с применением интерактивных форм и методов обучения в МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка» выстроен таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность дошкольников в освоении учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводя её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Хотелось бы поподробнее остановиться на тех формах и методах, которые применяют педагоги МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка» по формированию функциональной грамотности дошкольников и обратить внимание на то, что наше дошкольное учреждение имеет доступ к ЦОС «МЭО Детский сад», поэтому интерактивные задания и игры служат дополнительной мотивацией для обучения и формирования функциональной грамотности ребенка.
Главными направлениями ФГ в ДОУ является читательская, литературная (действующие как отдельно, также и интегрировано, естественнонаучная и математическая.
ЦОС «МЭО Детский сад» помогает развивать все виды функциональной грамотности, так как предлагает подходящие по возрасту увлекательные и занимательные упражнения, обучающие и развивающие игры и задания. Дети с удовольствием выполняют предложенные задания, которые формируют предпосылки для развития функциональной грамотности.
Например, на своих занятиях с детьми 5-6 лет при ознакомлении с темой 1 «Здравствуй, детский сад» занятия 1, «Детский сад-дом для друзей» объект «Слушаем и понимаем рассказ о дружбе, объект «Правила дружбы», педагог формирует представление о дружбе, формирует умение выражать собственную точку зрения и обосновывать её, сравнивать её с другими мнениями, способствует развитию монологической речи, т. е происходит формирование читательской грамотности в интеграции с социальными навыками общения.
При ознакомлении с темой 5 «Кто как к зиме готовится» занятие 5 «Что происходит с рыбами зимой» объекты «Как зимуют жители водоёмов?», «Кто лишний?» у детей формируются представления об особенностях поведения обитателей водоёма в зимний период, таким образом идет формирование естественнонаучной грамотности.
Если говорить о формировании математической грамотности, то можно обратить внимание на объект «Посчитай рыбок» из этого же занятия, который направлен на закрепление навыков количественного счёта в пределах 7, может быть использован для развития внимания и формирования умений коллективной работы.
Так как все педагоги МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка» нацелены на то, чтобы переход детей из детского сада в школу был «бесшовным», то учебная деятельность проводится в таком формате, чтобы познакомить детей с понятием «школа», «перемена», «звонок», «школьные принадлежности». В этом педагогу в помощь тема 1 «Скоро в школу» занятие 1 «День знаний» объект «Готовлюсь идти в школу-1», «Готовлюсь идти в школу-2», которые направлены на понимание воспитанниками того, как проходит в школе урок, перемена. Работая с объектами у ребенка формируется креативное мышление, пробуждается фантазия, создается ситуация свободного выбора.
На последних этапах посещения детского сада, при поступлении в первый класс, ребенок должен, прежде всего, уметь распознать эмоциональные переживания и настроение сверстника, уметь выражать свои эмоции и чувства, как вербальными, так и невербальными способами. Общение детей в школе является одним из показателей формирования речевой зрелости ребенка.
Чтобы познакомить детей с манерой общения педагог обращает внимание детей на то, как важна интонация в разговоре между людьми. Для формирования читательской компетенции он использует тему 16 «Народы Севера. Животный и растительный мир Севера», занятие 5 «Общение между людьми разных народов», объект «Слова и интонации», который направлен на развитие эмоциональной отзывчивости и самостоятельной творческой деятельности, умения детей управлять интонацией при произнесении слов.
Каждый ребенок по своей сути художник и фантазер. Чтобы привить ребенку эстетическое восприятие окружающего мира педагог использует разные формы и методы работы. В данном случае берется за основу тема 30 «Природа весной» занятие 2 «Насекомые» объект «Раскрась крылья бабочки», который направлен на обучение дифференцированию цвета по теплоте, закреплению понятий «холодные цвета» и «тёплые цвета». Работа с основными понятиями темы осуществляется посредством выполнения интерактивных заданий.
Задания, представленные на платформе формируют устойчивый интерес к учению, формируют психические новообразования, собственно учебную деятельность, общие учебные навыки, навыки самостоятельной работы, навыки самоконтроля и самооценки, адекватности взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Параллельно с работой на платформе педагоги интегрируют в учебную деятельность и другие формы и методы интерактивного обучения.
Например, педагоги работая с детьми старшего дошкольного возраста, довольно часто практикуют такую форму интерактивного взаимодействия как метод «Мозгового штурма», который позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах организованной деятельности : для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний. «Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений детей.
Так же активно используют проектную деятельность, способствующую поддержке инициативы и любознательности детей в различных видах деятельности, таким образом формируя предпосылки естественно-научной грамотности. Дети с большим удовольствием участвуют в проектах («Маленький исследователь», «Волшебница вода»).
Педагог-психолог использует в работе с детьми ролевые игры, которые способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Во время игры происходит освоение участниками группы нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Так как МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка» является региональной стажерской площадкой по теме «Содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению речевой патологии у детей дошкольного возраста», то интерактивные методы и формы обучения, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития.
Интерактивно общаясь с ребёнком учитель-логопед корригирует дефекты, социализирует и адаптирует к окружающей действительности.
На своих занятиях учитель-логопед интерактивные методики использует как на фронтальных, так и подгрупповых занятиях по преодолению грамматических нарушений речи, коррекции письменной речи и развитию связной речи.
Одним из интерактивных методов является дискуссия. Во время дискуссии формируются коммуникативные компетенции, умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, пополнять словарный запас, т. е. навыки связной речи и социального общения.
Другой интерактивный прием «Аквариум» – форма деятельности учащихся
в малых группах, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед
лицом общественности».
Интерактивная технология «Интервью» используется учителем-логопедом на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Апробация интерактивных методов в процессе деятельности учителя-
логопеда позволяет утверждать, что роль детей – активных участников
образовательного процесса – формирует активную личность, обладающую
всеми необходимыми компетенциями современного успешного человека.
В заключении хотелось отметить, что применение интерактивных методов в учебной деятельности формирует у дошкольников читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность.
Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии, которые педагоги МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка» успешно используют в своей работе.