Инна Цыганова
Применение знаний психологии в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
«Все мы родом из детства».
А. Экзюпери.
Для меня эта цитата имеет большое значение. Каждый взрослый был ребенком, и весь «багаж», который он несёт, прошел с ним путь от детских лет до современности. Каждый страх, комплекс, талант мы приобрели в детском возрасте. Часто причина наших проблем или успехов лежит в далеком прошлом. Именно поэтому так важно беречь детскую психику, правильно обучать и воспитывать ребенка. В руках педагога находится нежный цветок, который может стать или прекрасной розой, или колючим кактусом.
Публикация «Применение знаний психологии в образовательном процессе» размещена в разделах
Педагог, который работает с ребенком, должен знать особенности психического развития детей. Индивидуальный подход - это не просто модно, это правильно. Ведь даже ведя занятие с группой детей в количестве 20-25 человек, важно рассматривать каждого ребенка как отдельную единицу - ЛИЧНОСТЬ. Там, где Васе нужна похвала даже за малую успешную деятельность, чтобы он подбодрился, Толе нужно сказать, что в его силах сделать лучше. Если Толю можно отправить переодеваться за 5 минут до занятия, то Васе понадобится 10 минут. И часто дело не в умении справляться с застежками, а в темпераменте. Медлительный флегматик и быстрый сангвиник должны вписаться в одно занятие, в один режим. Если на рисовании медлительность может помочь ребенку выполнить задание более качественно, то на занятии, где необходимо быстро воспринимать и применять инструкцию педагога, медлительность уже становится помехой. Так же и быстрый ребенок, который выигрывает на фоне одногруппников, когда нужно понять и выполнить инструкцию педагога, проигрывает на занятии, где нужна вдумчивость, тщательность и усидчивость. И здесь на педагога ложится большая ответственность - выстроить образовательный процесс так, чтобы все дети смогли полноценно воспринять и выполнить поставленную задачу.
«Тайна человеческой души — заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придёт».
Зигмунд Фрейд
Важнейшей задачей для педагога является не допустить получения ребёнком психической травмы в образовательном учреждении. С данной проблемой помогает тесное взаимодействие всех специалистов. Воспитатель детского сада наблюдает за ребенком в течение всего дня и всегда должен оповещать нужного специалиста о своих опасениях. Если поведение ребенка вызывает тревогу, воспитатель обращается за помощью к психологу. Если речевые нарушения влияют на качество жизни воспитанника, необходимо сообщить логопеду. Если занятия физкультурой вызывают у ребёнка страх или негатив, воспитатель даёт совет преподавателю физической культуры о послаблении или индивидуальных занятиях.
Стеснительному ребёнку нельзя давать главные роли в утренниках, ведь ребёнок боится публики и чрезмерного внимания. Однако давать ребёнку возможность «отсидеться» на задних рядах все праздники и мероприятия тоже неправильно. Ведь тогда он не будет принимать полноценную роль в жизни группы или класса. Воспитатель и музыкальный руководитель должны в тандеме подобрать для такого ребёнка маленькую роль, либо дать 2 строчки текста в паре с товарищем. Дети охотнее делают неприятные для них вещи, когда это дело они могут разделить с ребёнком, который ему близок и дорог.
«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас».
Зигмунд Фрейд
Важно помнить, что детей нельзя сравнивать, все они разные и все они живут в разных условиях. Разные семьи (часто это только один родитель или бабушка, разное финансовое положение родителей, состояние психического и физического здоровья ребёнка и его родных - это все откладывает отпечаток на личность малыша. Поэтому в образовательном процессе очень важно сравнивать только данного ребёнка с тем, кем он был раньше и с тем, кто он есть сейчас. Важно сделать всё возможное для того, чтобы при выходе из образовательного учреждения ребёнок был умнее, коммуникабельней и целеустремлённей, чем до начала своего обучения.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.»
В. Ключевский