Юлия Седых
Мастер-класс «Применение игровой технологии для развития элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Я работаю над темой: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». И сегодня я представляю вам мастер-класс на тему : «Применение игровой технологии в НОД для развития элементарных математических представлений у дошкольников».
Публикация «Мастер-класс „Применение игровой технологии для развития элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
Цель мастер-класса : Обогащать знания педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.
Задачи: 1. Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Обобщить педагогический опыт работы по теме «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
3. Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования занимательных математических игр в педагогическом процессе.
4. Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.
Актуальность:
Не, для кого не секрет, что главное место в жизни ребёнка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые и другие. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей : сюжетно-ролевые игры расширяют представление об окружающем мире и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний, а также активизируют мыслительную деятельность детей. Вопросы формирования элементарного математического развития детей дошкольного возраста корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки являются хорошим материалом в обучении детей счёту, позволяют сформировать у ребёнка понятие о числе, форме, величине, пространстве и времени.
Математические игры – это игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако, важно не только поставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности.
То есть мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
В сказке также много привлекательного для ребенка – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому он будет очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я использую ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки». Например : «Поможем Красной шапочке», «Мальвина ждет гостей», «В плену у Кащея» и др.
Например, занятие «Поможем Принцессе». В его основу положен сюжет знакомой сказки. Для того чтобы попасть на бал, Принцесса должна справиться с заданиями, которые дала ей Фея. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Принцессе приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но на протяжении 30 минут дети, помогая сказочному персонажу, составляют задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки.
На занятиях «Мальчик с пальчик» детям надо помочь мальчику, который заблудился в лесу, я даю детям задание описать местность, где он очутился. Задаю вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от мальчика, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить пространственные отношения между объектами. Дети учатся отражать в речи порядок расположения предметов. На этом же занятии дети играют в прятки с мальчиком, то есть, выполняют разные упражнение «Посчитай хлебные крошки по порядку и обратно», «С какой стороны от дерева растет гриб»…
Игру с Белоснежкой и гномами, предлагаем поиграть на прогулке «Найти Домик гномов», отыскать «все, чего по два (по три.)». Это непросто, но интересно.
Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый – тонкий». Можно предложить детям сравнить толщину деревьев на площадке: если ствол легко обхватить руками, он тонкий; а если обхватить его не получается, значит, дерево толстое. Также сравниваем высоту деревьев, кустов, травы, ширину проезжей части и тротуара, широкого моста и узенького мостика, длину скамеек.
С героями сказки «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку (пример). Попутно закрепляю знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»
На занятия по физической культуре к детям часто приходит Колобок. Помогая, помогая ему, дети учатся ориентироваться в пространстве, в движении направления, во времени. Играя с детьми, подкидывая мяч, объясняем, что он летит вверх, падает вниз. С «Незнайкой» маршируем по группе сначала на счет «раз-два», затем на счет «раз-два-три», а после и на «раз-два-три-четыре». Просим детей поднимать руки на «один», а на «два» - опускать. На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться вперед или в стороны.
Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием.
Очень интересная и знаменитая игра «Горячо-холодно», дети играют в сыщика, и помогут «Чиполино» найти небольшую игрушку, спрятанную нами, прячем ищим, выполняя словесные инструкции: «два шага вперед, один шаг влево, правее, левее, ниже, выше.». Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве.
Сказки, которые дети от многократных прочтений уже, наверное, знают наизусть, - наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.
Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала лисичка – стало четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для усвоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? А в сказке «Репка» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Кто самый маленький? Кто стоит перед кошкой? Кто стоит за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. И медведей посчитать можно и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто меньше, кто больше, кто самый большой, кто самый маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
Чтение сказки «Красная шапочка» дает возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий», особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики, проедет игрушечная машина.
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и дети легко запомнят количественный счет до 10.
А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и отправиться «В гости к сказке».
Игра «Дорисуй фигуру»
Задание: Буратино нарисовал портрет Пьеро, но как всегда впопыхах допустил много ошибок.
Задание звучит следующим образом:
Знания ваши нужны мне сейчас
Очень надеюсь, ребята на вас
Вот тут нарисован неверный портрет
Каких на портрете деталей нет?
Дорисовывая, попутно игроки закрепляют знания о геометрических фигурах.
Игра «Колобок»
Цели: закрепить знание геометрической фигуры круга. Учить сравнивать.
Содержание: Однажды художник взял волшебные краски, нарисовал Колобка (показывает на листах бумаги) и ушел домой. А Колобок ожил, спрыгнул с листа и покатился (показывает желтый круг). Докатился до зеркала, увидел себя и стал любоваться: «Ой, какой я красивый, ровный со всех сторон и могу катиться» (рассмотрите, обследуйте со всех сторон круг пальцами, прокатите его). Вдруг из-за зеркала выглянул другой Колобок, коричневого цвета. Познакомились они и стали дружить. Пошли гулять, а все на них смотрят. Одни говорят, что они одинаковые, а другие говорят, что они разные. А вы, как думаете одинаковые они или нет? Сравнивая, развиваем наблюдательность, изучаем свойства фигуры, учимся
Игра «Заяц Хваста»
Цели: закрепить знание цифр и их последовательность в числовом ряду; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции и координацию движений, самостоятельность, инициативу, умение правильно оценивать свои действия и действия других детей.
Содержание: Предлагаем помочь зайчику не хвастать, а выполнить задания, чтобы попасть на полянку. Все (по 4 человека) стоят внутри обруча, вокруг них «кочки» с цифрами от 1 до 4. Я называю имя любого игрока, стоящего в обруче, и предлагаю ему выполнить задание, а остальным – проверить правильность выполнения, исправляя при необходимости ошибку. Игрок из четверки выполняет движения соответственно заданию: выпрыгивает из обруча на кочку с заданной педагогом цифрой, предварительно обдумав свой ответ. Следующее задание выполняет игрок из другой четверки.
Задания:
1) прыгнуть на цифру, с которой начинается счёт; (1)
2) прыгнуть на цифру, которая идёт вслед за цифрой 2; (3)
3) прыгнуть на цифру, которая больше единицы на 1; (2)
4) прыгнуть на цифру, которая меньше четырех на 1; (3)
5) прыгнуть на цифру, которая показывает, количество времён года; (4)
7) прыгнуть на цифру, которая означает пару; (2)
8) прыгнуть на цифру, любимый металл которой – золото; (1)
9) прыгнуть на цифру, любимая форма которой – треугольник; (3)
10) прыгнуть на цифру, показывающую, сколько ног у лесных зверей. (4)
Выполнив правильно задание, вы «попадаете на лесную поляну».
Правила: обратить внимание игроков на правильность выполнения задания: прыгать необходимо на «кочку» с цифрой, предварительно обдумав задание; выполняя прыжок, нужно стараться сохранять равновесие, руки держать на поясе. Побуждать детей правильно оценивать свои действия и действия своих товарищей.
Вывод:
Итак, я хочу закончить свое выступление словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие.