Лучший педагог года

Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе компьютерных игр

александра замятина
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе компьютерных игр
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе компьютерных игр»

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития ребенка.

Публикация «Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе компьютерных игр» размещена в разделах

В последнее время главной заботой родителей уже 3-летних детей становятся не игрушки, не сказки и потешки, не укрепление здоровья, а их поступление в школу. Это странно в связи с возрастными особенностями детей дошкольного и младшего школьного возраста, но понятно в связи с современными требованиями школы и запросами родителей.

Для того чтобы ребенка приняли в хорошую школу (если есть приличное образование в дальнейшем обеспечено удачное устройство в этой трудной жизни, он должен выдержать специализированный отбор по средствам тестирования и собеседования, а в некоторых школах вступительные экзамены. Перед поступлением в школу ребенок должен уже иметь необходимый и достаточный уровень знаний, умений и навыков. Также ребенку необходимо быть готовым к поступлению в школу и психологически. Психологически готовый к школе ребенок, хочет учиться потому, что у него есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию в обществе, развитие психологических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и мышления) у него также есть познавательная потребность, которую невозможно удовлетворить дома. Сплав этих потребностей познавательной, психологической и потребности в общении со взрослыми на новом уровне - и определяет новое отношение ребенка к учению, его внутреннюю позицию школьника. Подготовить ребенка к школе становится главной задачей стоящей перед педагогами детского сада.

Однако, будет ли дошкольник владеть самостоятельно и творчески соответствующим типом действия, прежде всего зависит от наиболее доступной ему деятельности игры. Не случайно основоположники отечественной психологической школы деятельности Л. С. Выготский, А. С. Леонтьев, Д. Б. Эльконин называют игру ведущей, т. е. определяющей психическое развитие детей до школы, деятельностью. Игра позволяет естественным путем, без принуждения приобщать ребенка к тому или иному виду действия, применяя его в разных условиях. В игре (сначала в игре с предметами, затем в игре в воображаемой ситуации с опорой на предмет или символ, его изображающий) наиболее ярко прослеживается качественное преобразование игровых действий, их свертывание, обобщение, замещение знаком (жестом, обозначающим словом). Только ребенок, умеющий реально действовать с реальными предметами, легко и свободно ориентирующийся во всем многообразии окружающего предметного мира, способен к переходу к умственным действиям, может мыслить о предметах и действиях с ними с опорой на речь и другие символы и знаки. Ребёнку с низким уровнем произвольного внимания и излишней импульсивностью особенно трудно и порой непонятно как решить в процессе игры проблемную обучающую ситуацию, удержать на ней своё внимание, выполнить те или иные действия направленные на её решение. Таким детям необходима помощь и поддержка со стороны взрослых (педагогов, родителей). Дети с низким уровнем произвольности внимания, как правило, неусидчивы, часто отвлекаются на задании, у таких детей страдает сосредоточенность внимания. Все эти проблемы приводят к не усвоению программного материала, так как учебные успехи даже на этапе подготовки к школе становятся обязанностью ребёнка, и родители оказывают всё большее влияние на него. Собственные неудачи и недовольство взрослых ещё больше осложняют ситуацию, ухудшают состояние ребёнка.

Поэтому в дошкольном учреждении необходимо на ранних этапах выявлять детей с СДВГ и оказывать своевременную комплексную помощь им и их семьям

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях, повышению уровня произвольности внимания и одновременно снижению импульсивности. Была разработана и внедрена: «Программа по развитию психических процессов через использование компьютерных технологий - KIDS MART». В данной программе применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих и коррекционных программ:

1. Программа предполагает систему мероприятий коррекционной и профилактической направленности, оптимизирующих психофизическое состояние дошкольников с СДВГ, что существенно расширило рамки комплексного обучения и воспитания этих детей.

2. Программа разработана с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольных образовательных учреждений, направлена на реализацию ее вариативной части. Она предполагает использование вариативного содержательного аспекта образовательной работы дошкольных учреждений.

Программа предусматривает реализацию комплексно-тематического принципа планирования материала, построенного на основе интеграции содержания образовательных областей. Каждая тема предполагает вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности с учетом интересов детей и технических возможностей образовательного учреждения.

Компьютерные игры приобретают огромные преимущества по сравнению с другими играми (дидактическими, сюжетными и т. п.). Они открывают путь к осознанию своей деятельности, произвольной ее организации. Включая компьютерные игры в общую систему педагогического процесса детского сада, необходимо подчеркнуть особую, важность самодеятельных игр детей, когда они свободны в выборе вида игр, содержания и способов решения игровых задач. В таких играх, особенно играх сюжетного характера, где воспроизводятся жизненные впечатления, дети используют весь интеллектуальный и эмоциональный багаж. Они сами регулируют сложные и простые способы решения игровых задач.

Благодаря этому создается необходимое естественное равновесие между наглядно-действенным, наглядно-образным и речевым понятийным мышлением.

(Л. Новоселова).

Приобщение к играм на компьютерах никоим образом не ведет к вытеснению сюжетных игр из повседневного обихода детей. Более того, компьютерные игры, особенно развивающие, сюжетно-режиссерские сочетаются с содержанием сюжетно-ролевых игр и других видов деятельности - рисованием, конструированием. Они взаимно обогащают друг друга.

На экране дисплея оживают предметы окружающего мира, герои книг и сказок, цифры и буквы, стрелки часов. Ребенок может управлять предметами, возникающими на экране, может заставить их измениться, появиться или пропасть, он чувствует их реальность и нереальность одновременно. Таким образом, у детей очень рано начинает формироваться знаковая функция сознания. А это, в свою очередь, обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, возможность усваивать обобщенные знания, используя схемы, модели и т. д. В любых компьютерных играх, от самых простых до сложных, детям необходимо нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять работой компьютерной «мыши», что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику детей. Эти движения руки вызывают перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно - моторная координация.

Особое место среди составляющих готовности ребенка к школе занимает развитие произвольности таких умственных процессов как внимание и память, а также формирование волевой регуляции поведения. Задачи компьютерной игры создают действенную игровую мотивацию, подчиняют близкой и понятной ребенку цели необходимость запоминания материала, сосредоточенности внимания и доведения начатого дела до конца, а использование усвоенных знаний следует вскоре за предпринятыми ребенком усилиями.

Таким образом, стремление к игре помогает ребенку усвоить учебный материал, иногда достаточно сложный. Ценность компьютерных игр в том, что ребенок быстро перестает интересоваться «упаковкой» ему становится интересно содержание игры. Так игровая деятельность естественным образом переходит в учебную, которая должна стать ведущей у ребенка в младшем школьном возрасте.

Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №409» : Замятина А. В.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Из опыта работы Позовой О. В. Тема которой я хочу с Вами поделиться «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной.

Сборник дидактических игр по развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе компьютерных игр
Опубликовано: 31 января 2014 в 07:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе компьютерных игр» (включая файлы) размещена пользователем александра замятина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД