Юля Берникова
Приложение к проекту «В курсе событий» (материалы для создания папки по самообразованию)
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы работы над методической разработкой
Характеристика методической разработки.
Методическая разработка – это своего рода мини-пособие, раскрывающее формы, средства и методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания, применительно к конкретной проблеме, например, здоровьесбережению, компьютерным технологиям, проблемному обучению и т. д.
Публикация «Приложение к проекту „В курсе событий“ (материалы для создания папки по самообразованию)» размещена в разделах
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой, она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагогов или качества подготовки детей по конкретному направлению деятельности (здоровье сбережению, изо деятельности, экологическому воспитанию и т. д.).
Виды методических разработок.
Методическая разработка может быть представлена в виде:
• Методического пособия,
• Методических рекомендаций,
• Разработки конкретного занятия,
• Разработки цикла занятий,
• Разработка программы,
• Разработка частной (авторской) методики,
• Разработка общей методики,
• Разработка новых форм, методов или средств обучения и воспитания,
• Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий, развивающей среды,
• Разработки, связанной с новыми направлениями методической или образовательной деятельности,
• Разработки, связанной с тематикой самообразования педагогов.
Технология (алгоритм) написания методической разработки.
К написанию методической разработки, как и к любому документу, предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому прежде, чем приступить к ее написанию, необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, достаточно хорошо известной педагогу. По данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цели и задачи методической разработки.
3. Внимательно изучить информационно-методическую литературу, положительный передовой педагогический опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить основные направления (содержания) предстоящей работы.
Основные требования, предъявляемые к методической разработке
1. Содержание методической разработки должно полностью соответствовать избранной теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы другие педагоги при ее изучении могли получить сведения о наиболее рациональной организации образовательного процесса, об эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применение современных средств обучения и т. д.
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание программ, описывать изученные ранее явления и объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть четко структурирован и систематизирован, изложен максимально просто ясно и понятно.
5. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна быть научно-педагогической.
6. Рекомендованные методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт, или на передовой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические и другие условия организации воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
8. Ориентировать организацию образовательного процесса в направлении широкого применения интерактивных форм и методов обучения и воспитания.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить и воспитывать ребенка».
10. Содержать конкретные методические и практические материалы, которые могут использовать другие педагоги в совей работе (карточки-задания, планы, конспекты занятий, инструкции для проведения предлагаемых работ, карточки-схемы, тексты, поуровневые задания и т. д.).
Структура методической разработки
К структуре методической разработки предъявляются конкретные требования:
1. Аннотация (3-4 предложения, кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна).
2. Содержание (структура методической разработки, из каких разделов состоит, приложения, иллюстрации, фотографии, с указанием конкретных страниц).
3. Введение (1-2 страницы, раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования).
4. Основная часть (содержание теории).
5. Заключительная часть (практический опыт работы).
6. Список литературы (в алфавитном порядке).
7. Приложение.
Методические рекомендации
Методические рекомендации включают советы по организации педагогического процесса, использованию содержания, форм, методов воспитания и обучения детей.
Основным содержанием методических рекомендаций является развернутое описание разных технологий в области образования.
Структура методических рекомендаций
1. Пояснительная (объяснительная) записка
Данная часть включает компоненты:
• Актуальность (указывается значимость работы с детьми по одной из проблем дошкольного образования);
• Название направление дошкольного образования детей, которым посвящена данная методическая разработка (коммуникативно-речевое развитие, познавательно-исследовательское и т. д.);
• Название конкретной программы или учебно-методического комплекта, которые выступают основой для данных методических рекомендаций;
• Формулировка основных целей и задач методических рекомендаций;
• Перечень авторских пособий, которые использованы при подготовке методических рекомендаций.
2. Основные разделы методических рекомендаций
включают в себя:
• Цели и задачи работы с детьми;
• Нормативы развития ребенка по выбранному направлению дошкольного образования;
• Комплект дидактических материалов: методики обследования детей, карты развития.
• Развернутую поэтапную систему перспективного планирования педагогической работы с детьми.
3. Список литературы: для детей, педагогов, родителей.
4. Приложения включают методические материалы для педагогов и детей, конспекты занятий, комплексы игр и заданий, диагностические методики, наглядные материалы и т. д.
Методическая разработка как проект
Методическая разработка может выступать в виде проекта, и тогда к ней предъявляются соответствующие требования:
1. ВВЕДЕНИЕ (в чем раскрывается актуальность и практическая значимость проекта).
2. Основная часть (включает ряд подразделов)
2.1. Обоснование выбора методологической базы разрабатываемого методического подхода и критериев оценки эффективности различных методических решений.
2.2. Описание программы (правил, процедуры реализации) или методики.
2.3. Описание полученных первичных документов. В качестве таковых могут выступать:
• Протоколы, составленные экспертами.
• Протоколы эксперимента, обследования и т. п.
• Анкеты, заполненные участниками проекта, опросные листы;
• Стенограммы коррекционных, обучающих или тренинговых занятий и др.
При наличии большого числа протоколов или анкет дается их обобщающее описание, позволяющее составить точное представление о процедуре обучающей или коррекционной работы, ее эффективности, отношение обучающихся к занятию (приложение – анкеты, стенограммы или фрагменты стенограмм) имеющиеся в приложениях.
2.4. Анализ результатов апробации программы (методики, реализации проекта по ряду показателей, обсуждение эффективности предполагаемой программы (методики, сравнение с имеющимися аналогами.
2.5. Оценка трудо- и энергозатрат при использовании программы, трудоемкость методики.
2.6. Конкретные рекомендации по использованию разработанного проекта (назначение, ограничения, отбор воспитанников и т. д.).
3. Заключение должно содержать общие выводы, итоговую оценку соответствия проекта сформулированной практической задаче. В нем конкретно характеризуют перспективы и ограничения апробированного методического подхода.
4. Отзыв экспертов и заказчика (если работа имела заказчика).
5. Список литературы.
Написание списка литературы
Литература, список используемой литературы, библиографический список и т. д. (строго по алфавиту)
1. Воронкевич, О. Добро пожаловать в экологию / О. Воронкевич. - М., 2001.
2. Горбаль, Л. Народный календарь / Л. Горбаль. – Киев, 1990
3. Язева, А. А. Стрессу – нет! / А. А. Язева // Воспитатель ДОУ. - 2007.-№ 4
Этапы работы над мастер-классом
Мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.
Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.
Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше. Мастер-класс — это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм.
Часто на мастер-классе предоставляется возможность попрактиковаться под контролем преподавателя. Мастер-класс — это двусторонний процесс, с непрерывным контактом «преподаватель (мастер) -слушатель».
Слово «мастер-класс» пришло к нам из английского языка, а именно master (мастер, человек, обладающий знаниями и опытом в определенной области) и class (занятие, урок). Сегодня это слово получило большое распространение, теперь им называют даже самые обычные семинары.
Мастер – классы обладает определенными особенностями и характеристиками:
1. Любой мастер-класс носит новый подход к обучению или воспитанию,
2. Это такой метод работы с аудиторией, который позволяет проводить обмен различными точками зрения, нениями по поставленному вопросу или теме.
3. В ходе мастер-классов создаются условия для включения в активную деятельность всех участников мероприятия.
4. Происходит решение проблемной задачи через обсуждение различных ситуация и способов выполнения действий.
5. В ходе мастер-класса мастер- преподаватель предлагает различные формы, методы и приемы, но не в коем случае не навязывает их.
6. В ходе мастер-класса любой слушатель выступает в роли активного участника, может выполнять различные действия и задания.
7. Мастеру важнее дать знания, чем получить результат (не важно какой продукт выйдет после проведенной работы, важно то, что каждый участник получит определенные знания и впечатления).
8. Любой мастер-класс должен носить форму сотрудничество, сотворчество, совместный поиск выполнения проставленной задачи.
Для успешной реализации мастер-класса необходимо знать его технологию, т. е. определенные правило:
1. Не сообщить и освоить аудитории, слушателям информацию, а передать необходимые способы деятельности, будь то приемы, методы, методики или технологии, т. е следовать поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем три раза услышать!»
2. Передать и научить продуктивным способам работы – одна из важнейших задач мастера, т. е. после каждого мастер-класса должен остаться какой – то продукт, результат деятельности.
Существуют определенные требования к организации и проведению мастер-классов:
1. Т. к. любой мастер – класс является локальной трансляцией какой-то информации, то необходимо демонстрировать конкретный прием, методику преподавания, технологию обучения.
2. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы. В ходе проводимой работы все участники должны быть абсолютно свободны, сами выбирают пути исследования, средства для достижения поставленной цели.
3. Любой мастер-класс начинается с актуализации темы и направлен на достижения какого-то результата. После окончания мероприятия участники должны увидеть конечный продукт.
Все мастер-классы состоят из определенных конкретных элементов, структуры:
• Индукция – проблемная ситуация, начало, мотивация творческой деятельности. Индукцией может быть задание, фраза, слово, рисунок, выражение, чаще всего неожиданное для участников, в чем – то загадочное и необычное.
• Самоконсрукция – это индивидуальное создание гипотезы, выдвижение предполагаемого результата (а что, если.).
• Социализация – работ группы. Необходимо давать возможность высказываться и действовать всем участникам группы.
• Афиширование – представление результатов деятельности, продукт мастер-класса.
• Разрыв – осознание участниками мастер-класса неполноты старых знаний новому.
• Рефлексия – отражение чувств, ощущении, возникших в ходе мастер-класса.
Каждый мастер должен стремиться к тому, чтобы представляемый им мастер-класс принес положительные результаты:
1. Овладение участниками новыми творческими способами решения педагогических проблем.
2. В формировании мотивации всех участников мастер-класса к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
3. Вызвать положительные эмоции и впечатления.
В ходе проведения мастер-классов предъявляются определенные требования и к самому мастеру:
1. Мастер должен выступать в роле консультанта, советчика, помогающего получать новые знания и умения.
2. Мастер должен создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
3. Мастер работает вместе со всеми участниками, помогает, но не отвлекает и не дает советы.
4. Необходимо исключить официальное оценивание работы.
5. Необходимо дать участникам возможность для самооценки, самокритики, самокоррекции.
Каждый мастер должен быть готов к передаче накопленного опыта и обладать определенными личностными качествами:
• Коммуникативность (умение строить беседу, диалог,
• Общекультурное развитие (знание терминологии, умение оперировать терминами и понятиями,
• Интеллигентность (самоирония, граничащая с самоконтролем,
• Взгляды, убеждение, мировоззрение.
• Характер, воля, темперамент.
Этапы работы над компьютерной презентацией
Компьютерные технологии позволяют не только рассказать о своих идеях, но и наглядно представить их. Для этого необходимо знать, как создать презентацию. И тогда демонстрация проекта завершится успехом. Это подтверждается цифрами: человек усваивает 65% услышанной информации, а увиденной – 85%. Без презентации сегодня невозможно представить такие сферы деятельности, как коучинг и дизайн, маркетинг и экономику, инженерию и педагогику. Благодаря такой относительно новой компьютерной возможности развиваются новые формы мышления, творческие способности. Самой простой и доступной программой для создания презентаций остается составляющая пакета Microsoft Office – Microsoft Office PowerPoint. Несмотря на легкость в понимании рабочих алгоритмов она является мощным инструментом с большой функциональностью. Обладая даже минимальными знаниями о том, как создать презентацию при помощи Microsoft Office PowerPoint, вы сможете сделать видео сопровождение для доклада, демонстрации фотографий, кинофильма, проектов, выставок и многого другого.
Кому помогут эти советы?
Не важно, какая цель вашей презентации, это может быть:
• Защита реферата, курсовой или дипломной работы;
• Доклад о событиях или достижениях;
• Обзор продукта;
• Рекламная компания.
Для любой задачи основные принципы правильного оформления презентации всегда одинаковы!
Итак, семь простых советов от Сергея Бондаренко и сайта IT-уроки.
План презентации проекта
Продумайте план презентации заранее. Не забывайте об обязательных разделах:
1. Титульная страница (первый слайд);
2. Введение;
3. Основная часть презентации (обычно содержит несколько подразделов);
4. Заключение.
Основная часть презентации – самая важная.
При её создании представьте, что вас будут слушать люди, слабо знакомые с темой доклада. Им должно быть понятно, о чём ваш доклад и какова ваша роль в том, что вы описываете.
Оформление презентации
Оформляйте текст и заголовки разных слайдов в одном стиле.
Если выбрали синий цвет заголовков, на всех слайдах он должен быть синим. Выбрали для основного текста шрифт «Comic Sans» (если пошутить решили, на всех слайдах придётся использовать его.
Другим шрифтом и цветом можно выделять цитаты и примечания (но их не должно быть слишком много).
Не увлекайтесь чрезмерным выделением жирностью, курсивом и цветным текстом.
1. Цвет фона презентации
Следите за тем, чтобы текст не сливался с фоном, учитывайте, что на проекторе контрастность будет меньше, чем у вас на мониторе.
Лучший фон – белый (или близкий к нему, а лучший цвет текста – черный (или очень тёмный нужного оттенка).
Небольшой тест!
Сравните эти три примера, нажав на первую картинку и прокрутив стрелочками на клавиатуре:
Какие сочетания цветов вам больше понравились? Напишите в комментариях!
2. Оформляем титульный (первый) слайд
Из содержимого первого слайда должно быть понятно, о чём речь, к кому это относится, кто автор. Для этого не забудьте указать:
• Организацию (учебное заведение, предприятие и т. д.);
• Тему доклада (название);
• Фамилию, имя и отчество докладчика (полностью);
• Вашего руководителя (если работа выполнена под чьим то руководством);
• Контактные данные (e-mail, адрес сайта, телефон).
• Обратите внимание, что дизайн первого слайда обычно отличается от последующих (общий стиль соблюдается, а тема доклада оформлена самым крупным шрифтом.
3. Размер шрифта в презентации
• Размер шрифта для заголовка слайда должен быть не менее 24, а лучше от 32 и выше.
• Всегда указывайте заголовок слайда (каждого слайда презентации). Отвлёкшийся слушатель в любой момент должен понимать, о чём сейчас речь в вашем докладе!
• Размер шрифта для основного текста лучше выбрать от 24 до 28 (зависит от выбранного типа шрифта).
• Менее важный материал (дополнения и примечания) можно оформить шрифтом от 20 до 24.
• Помните, что экран, на котором вы будете показывать презентацию, скорее всего, будет достаточно далеко от зрителей. Презентация будет выглядеть меньше, чем на вашем экране во время создания.
• Отойдите от экрана компьютера на 2-3 метра и попытайтесь прочесть текст в презентации. Если слайды читаются с трудом, увеличивайте шрифт. Если текст не вмещается на один слайд, разбейте его на 2, 3 и более слайдов (главное, чтобы презентация была удобной для просмотра).
4. Изображения в презентации
• Постарайтесь подобрать подходящие изображения (фотографии, графики, схемы и т. д.)
Помните, что презентация должна быть наглядной, а изображения значительно повышают наглядность. Только не переусердствуйте, изображения должны сменяться текстом.
5. Финальный слайд
Многие думают, что на заключении можно остановиться.
Но есть простой ход, который вызовет положительные эмоции у слушателей: сделайте последний слайд с благодарностью за внимание!
Какими же путями мастер может передать информацию до аудитории:
• Прежде всего голосам и речью (умеет координировать выразительность, дикцию, интонацию,
• Мимикой и жестами (умение управлять эмоциями, эмоциональным состоянием, подавлять тревожность и волнение).
• Пантомимика (осанка, умение стоять, наблюдать за аудиторией,
• Умение сосредоточиться на предмете разговора (не терять смысл беседы,
• Психологическая зоркость (умение вычислять «Гениев» и поддержать «Отстающих»,
• Коммуникативная культура (умение вести диалог, дискуссию).
• Обладать чувством времени.