Логвиненко
Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Обычно ребенок к 3 годам практически усваивает родной язык. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развернуто, но у некоторых детей младшего возраста отмечается некоторое отставание в речи, они говорят нечетко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают, переставляют звуки и слоги. Речь детей однотипна и проста. Однако, уже в таком возрасте, дети проявляют интерес к словам. Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для развития речи.
Публикация «Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Для успешного речевого развития малыша нужно создать условия, которые способствовали бы формированию хороших речевых навыков. Такие условия могут быть созданы как в дошкольном учреждении, так и в семье. Развивающая среда обеспечит разные виды активности (речевой, умственной, физической, игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой и во всех группах имеется уголок книги, в котором хранятся детские книги, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младшей группе мы изготавливаем вместе с детьми книжки-малышки. Детям очень нравятся такие самодельные книжки со сказками, лабиринтами и т. д.
Постоянно в своей работе я использую методы активизации речи : песенки, потешки, пословицы, поговорки, которые доставляют малышам большую радость. Дети улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл сказанного.
Следует отметить, что огромное количество устных народных произведений создано для развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым развитием. Например, игра «Его выбор» : позволение ребенку самостоятельно делать выбор, напрямую связана с активацией его речи. Я задаю вопрос «Тебе налить целый стакан компота или половину?» или «Будешь играть с машинкой или поездом?»
Работая над проблемой речевого развития, я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста доходчивость и простоту в подаче материала. Для решения поставленных задач, использую следующие технологии:
- сказкотерапию (используется с младшей группы и позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц, последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи);
- также использую пальчиковую гимнастику (пальчиковые игры со словом и звукоподражанием. Все организационные игры, включая пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы. Например, Мы делили апельсин, Сидит белка на тележке);
- еще одна известная технология развития речи - артикуляционная гимнастика (система упражнений по формированию звуковой культуры речи, звукоподражание с разной силой, высотой голоса – чистоговорки, скороговорки, считалки в темпе, любой речевой материал);
-также использую логоритмику (это один из эффективных способов научить малыша говорить чисто, он объединяет в себе речевые упражнения, музыку, движения - подвижные игры с текстом, хороводные игры на основе потешек во время утренников). Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения, но и дыхательные упражнения – в нашей группе есть дидактические пособия на развитие дыхания;
Но основными приемами развития речи в младшем дошкольном возрасте являются игровые приемы :
Игра – один из самых лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость. Эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Я использую с детьми младшего возраста понятные детям образы – подвижные игры-имитации (птички, собачки, самолетики со звуковым сопровождением выбранного образа); мы поем песни, например, про весну с сопровождением пальчиками движений дождя, ветра и т. д.
Важно отметить, что в младшем дошкольном возрасте наглядные игровые методы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции (рассматривание кукол, книжек, картинок и т. д.). В развитии речи словесные методы должны сочетаться с наглядными игровыми методами (пересказ сказок, рассказов по картинкам). Практика показала, что наиболее эффективный метод в развитии связной речи детей – это использование мнемотаблиц на занятиях, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем помогает ребенку в обогащении связного высказывания. Суть мнемосхем заключается в следующем – на каждое слово придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Для работы с младшим дошкольным возрастом важно соблюдать следующие правила использования мнемотаблиц: картинки должны быть крупными, цветными, изображения простое, натуралистичное. Я в группе использую мнемотаблицы для обучения детей пересказу известных русских народных сказок – колобок и т. д.
Также можно использовать в качестве мнемотаблиц для развития речи и алгоритмы одевания, подготовки к приему пищи, умывания и т. д. здесь важно каждый раз, обращаясь к таблице проговаривать с детьми, что мы делаем в первую очередь, что во вторую и т. д. еще один вариант работы с таблицей - ребенку задается вопрос по ней, а он отвечает.
Для развития речи создаю игровые ситуации – в группу вносятся игрушки и обыгрываются ситуации, например, по стихотворениям Агнии Барто (Уронили мишку на пол).
Простым приемом развития речи является развитие звукоподражания – играем в собачек, кошечек, цыплята и котята и т. д. игра «Кто это поет?».
Отдельную группу приемов составляют развивающие дидактические игры :-
1) Какой это предмет или Волшебный мешочек (вынимаем из мешочка игрушку и описываем ее, потом просим это сделать ребенка).- 2) Опиши куклу – предлагаем ребенку подробно описать куклу. - 3) Чудесные кубики – ребенок бросает кубик с изображениями, какое выпадает, то надо описать ребенку – что он видит, дать характеристику предмета. - 4) Где игрушка? (в группе раскладываются игрушки и детям предлагается назвать, где каждая из них находится. Воспитатель подсказывает ребенку как правильно использовать предлоги – в, над, под, за, около, рядом, между и т. д.
Настольные игры – кубики, мозаика, лото, домино – эти игры способствуют не только развитию логического мышления, но и коммуникативной стороны речи – так как ребенок играет с партнером, а также в данных играх происходит развитие мелкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга.
В младшем дошкольном возрасте процесс развития речи идет постоянно. Так, в режимных моментах я также использую приемы активизации речи.
Присказки есть на каждый режимный момент – утреннюю гимнастику, умывание, прием пищи, одевание на прогулку и саму прогулку, подготовку ко сну и пробуждение ото сна, причесывание и т. д.
И таким образом, в результате моей работы по развитию речи у детей улучшается речь, память, внимание, мелкая моторика. От уровня овладения связной речи зависит успешность детей дальше, в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, овладение родным языком, развитие языковых способностей, является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.
Воспитатель 1 категории МКДОУ д/с №262 Логвиненко Н. Ю.