МААМ-картинки

Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Логвиненко
Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Обычно ребенок к 3 годам практически усваивает родной язык. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развернуто, но у некоторых детей младшего возраста отмечается некоторое отставание в речи, они говорят нечетко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают, переставляют звуки и слоги. Речь детей однотипна и проста. Однако, уже в таком возрасте, дети проявляют интерес к словам. Таким образом, младший дошкольный возраст является сензитивным для развития речи.

Публикация «Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для успешного речевого развития малыша нужно создать условия, которые способствовали бы формированию хороших речевых навыков. Такие условия могут быть созданы как в дошкольном учреждении, так и в семье. Развивающая среда обеспечит разные виды активности (речевой, умственной, физической, игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность.

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой и во всех группах имеется уголок книги, в котором хранятся детские книги, иллюстрации по темам, интересующим детей. В младшей группе мы изготавливаем вместе с детьми книжки-малышки. Детям очень нравятся такие самодельные книжки со сказками, лабиринтами и т. д.

Постоянно в своей работе я использую методы активизации речи : песенки, потешки, пословицы, поговорки, которые доставляют малышам большую радость. Дети улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл сказанного.

Следует отметить, что огромное количество устных народных произведений создано для развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым развитием. Например, игра «Его выбор» : позволение ребенку самостоятельно делать выбор, напрямую связана с активацией его речи. Я задаю вопрос «Тебе налить целый стакан компота или половину?» или «Будешь играть с машинкой или поездом?»

Работая над проблемой речевого развития, я использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста доходчивость и простоту в подаче материала. Для решения поставленных задач, использую следующие технологии:

- сказкотерапию (используется с младшей группы и позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц, последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи);

- также использую пальчиковую гимнастику (пальчиковые игры со словом и звукоподражанием. Все организационные игры, включая пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы. Например, Мы делили апельсин, Сидит белка на тележке);

- еще одна известная технология развития речи - артикуляционная гимнастика (система упражнений по формированию звуковой культуры речи, звукоподражание с разной силой, высотой голоса – чистоговорки, скороговорки, считалки в темпе, любой речевой материал);

-также использую логоритмику (это один из эффективных способов научить малыша говорить чисто, он объединяет в себе речевые упражнения, музыку, движения - подвижные игры с текстом, хороводные игры на основе потешек во время утренников). Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения, но и дыхательные упражнения – в нашей группе есть дидактические пособия на развитие дыхания;

Но основными приемами развития речи в младшем дошкольном возрасте являются игровые приемы :

Игра – один из самых лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость. Эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.

Я использую с детьми младшего возраста понятные детям образы – подвижные игры-имитации (птички, собачки, самолетики со звуковым сопровождением выбранного образа); мы поем песни, например, про весну с сопровождением пальчиками движений дождя, ветра и т. д.

Важно отметить, что в младшем дошкольном возрасте наглядные игровые методы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции (рассматривание кукол, книжек, картинок и т. д.). В развитии речи словесные методы должны сочетаться с наглядными игровыми методами (пересказ сказок, рассказов по картинкам). Практика показала, что наиболее эффективный метод в развитии связной речи детей – это использование мнемотаблиц на занятиях, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем помогает ребенку в обогащении связного высказывания. Суть мнемосхем заключается в следующем – на каждое слово придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Для работы с младшим дошкольным возрастом важно соблюдать следующие правила использования мнемотаблиц: картинки должны быть крупными, цветными, изображения простое, натуралистичное. Я в группе использую мнемотаблицы для обучения детей пересказу известных русских народных сказок – колобок и т. д.

Также можно использовать в качестве мнемотаблиц для развития речи и алгоритмы одевания, подготовки к приему пищи, умывания и т. д. здесь важно каждый раз, обращаясь к таблице проговаривать с детьми, что мы делаем в первую очередь, что во вторую и т. д. еще один вариант работы с таблицей - ребенку задается вопрос по ней, а он отвечает.

Для развития речи создаю игровые ситуации – в группу вносятся игрушки и обыгрываются ситуации, например, по стихотворениям Агнии Барто (Уронили мишку на пол).

Простым приемом развития речи является развитие звукоподражания – играем в собачек, кошечек, цыплята и котята и т. д. игра «Кто это поет?».

Отдельную группу приемов составляют развивающие дидактические игры :-

1) Какой это предмет или Волшебный мешочек (вынимаем из мешочка игрушку и описываем ее, потом просим это сделать ребенка).- 2) Опиши куклу – предлагаем ребенку подробно описать куклу. - 3) Чудесные кубики – ребенок бросает кубик с изображениями, какое выпадает, то надо описать ребенку – что он видит, дать характеристику предмета. - 4) Где игрушка? (в группе раскладываются игрушки и детям предлагается назвать, где каждая из них находится. Воспитатель подсказывает ребенку как правильно использовать предлоги – в, над, под, за, около, рядом, между и т. д.

Настольные игры – кубики, мозаика, лото, домино – эти игры способствуют не только развитию логического мышления, но и коммуникативной стороны речи – так как ребенок играет с партнером, а также в данных играх происходит развитие мелкой моторики, напрямую связанной с речевыми центрами мозга.

В младшем дошкольном возрасте процесс развития речи идет постоянно. Так, в режимных моментах я также использую приемы активизации речи.

Присказки есть на каждый режимный момент – утреннюю гимнастику, умывание, прием пищи, одевание на прогулку и саму прогулку, подготовку ко сну и пробуждение ото сна, причесывание и т. д.

И таким образом, в результате моей работы по развитию речи у детей улучшается речь, память, внимание, мелкая моторика. От уровня овладения связной речи зависит успешность детей дальше, в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, овладение родным языком, развитие языковых способностей, является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

Воспитатель 1 категории МКДОУ д/с №262 Логвиненко Н. Ю.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду. Практическую деятельность с детьми строю на следующих.

Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают.

Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.

Общение как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой.

Педагогическая концепция «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года»Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года» Одно из основных условий нормального речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование.

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Сборник пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста Особую роль в развитии речи ребёнка следует отвести пальчиковым играм. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Раннее детство – это фундамент общего развития.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Введение Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Лев Семенович.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 августа 2018 в 16:05
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Логвиненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД