конарева
Приемы обучения и воспитания выразительной дикции и артикуляции у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Всем нам хочется иметь хорошую дикцию, которая помогала бы непринужденно общаться с другими людьми и делала нас прекрасными собеседниками. Одновременно, так же приятно иметь дело с теми, кто ясно и четко выражает свои мысли и чувства. В этом случае нет необходимости постоянно переспрашивать человека, чтобы понять суть услышанного. Достигнуть такого эффекта помогает правильная артикуляция речи.
Темочки:
Она связана с определенной работой речевого аппарата, направленной на создание звуков, которые отличались бы четкостью и могли свободно восприниматься теми, кто их слышит.
Артикуляция, таким образом, отвечает за то, чтобы звуки произносились правильно и отчетливо. Чтобы этот процесс имел результат, в нем принимает участие речевой аппарат со всеми своими составляющими.
Ведущая роль в нем отводится органам, которые требуют предварительной подготовки и разогрева и к которым голосовые связки не имеют непосредственного отношения. Упражнения для артикуляции являются для них необходимым и обязательным условием. Они проводятся с участием губ и языка (активных органов, а также с полостью носа и рта, зубов, твердого и мягкого неб (пассивных органов произношения). К органам, несущим ответственность за красивую речь и обеспечивающим правильную артикуляцию, относятся также:
• головной мозг,
• дыхательный аппарат,
• органы, отвечающие за произношение.
Первый из них с помощью моторного центра речи мозга и импульсов, посылаемых центральной нервной системой, влияет на органы, которые несут ответственность за произношение. При помощи бронхов, трахей и легких с диафрагмой регулируется образование воздушного потока, выходящего наружу. Он создает колебания голосовых связок, которые способствуют правильной артикуляции.
На завершающем этапе образованию конкретного звука способствуют органы речи. Например, артикуляция гласных звуков предусматривает определенное расположение губ – трубочкой, малым или большим кольцом, горизонтально.
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Аппарат дикции значительно легче формируется возрасте четырех – пяти лет, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.
Для совершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу – чу – цу – чу – чу, не ракете я лечу».
Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку педагог произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться её запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.
Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорит медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самим воспитателем.
На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – подгруппами, например:
Первая подгруппа: Расскажите про покупки!
Вторая подгруппа: Про какие про покупки?
Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к педагогу, чтобы остальные дети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.
Использование чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений помогает в формировании тонких мышц речедвигательного аппарата, повышении скоординированности его движений.
В детском возрасте необходимо формирование ещё несовершенного речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное голосообразование, способность сохранять плавность речи, изменять громкость и темп речи, которые необходимы детям для развития четкой дикции при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала.
Разнообразные методы и приемы, задействованные в мероприятиях по развитию дикции, естественным путем связывает общее речевое развитие со всем процессом развития личности ребенка.
Это также позволяет утверждать, что использование чисто - скороговорок, речевых игр и упражнений в специально - организованной деятельности и самостоятельных играх детей, будет являться оптимальным и эффективным средством развития у них дикции.
Можно сформулировать ряд рекомендаций педагогам:
- Развитие дикции будет более результативным, если педагог будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.
- Необходимо систематически использовать в педагогической практике чисто - скороговорки, речевые игры и упражнения, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития дикции ребенка.
- Работа по развитию дикции детей не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ОУ.
- Необходимо повышать чистоту дикции и выразительность речи педагогов.