Лариса Николаевна Королькова
Приемы и материалы для коррекции высших психических процессов
▼ Скачать + Заказать документы
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
ПРИЕМЫ :
-Использование технических средств обучения (магнитофон, диктофон).
-Пересказ текста различными голосами
-Воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;
-Декламация текстов под музыкальное сопровождение (стихи);
-Прослушивание музыкальных фрагментов - Воспроизведение слов или фраз в условиях шумовых помех.
МАТЕРИАЛ :
Игра: «Что ты нарисовал»
Публикация «Приемы и материалы для коррекции высших психических процессов» размещена в разделах
Дети прослушивают с закрытыми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они нарисовали.
Игра: «У кого колокольчик».
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка прозвенел колокольчик.
Игра: «Угадай, кто играет».
Воспитатель показывает детям большого и маленького зайчика. Объясняет и показывает, как играет на барабане (треугольнике, бубне и т. д.) большой заяц, у которого много сил (громко, сильно, и как маленький (тихо). Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
ПРИЕМЫ :
-Зрительная гимнастика
-Упражнения со зрительными силуэтами
-Игры с водой
-Игры с песком
МАТЕРИАЛ :
Игра: «Зашумленные рисунки».
Предъявляются 4-6 контурных изображений (по одной тематике. Например: «Животные» «Птицы» «Одежда» и т. п., наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
Игра: «Найди лишнее».
Предъявляются 4-5 силуэтных изображений ( Например: 3 силуэта животных и 1 силуэт птицы наложенных друг на друга. Необходимо назвать лишнее.
Игра: «Парные изображения»
Предлагаются два предметных изображения, внешне очень похожи друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
ПРИЕМЫ :
-Тактильные книжки
-Песочная терапия
- Штриховка
- Работа с пластилином (размазывание силуэта)
МАТЕРИАЛ :
Игра «Чудесный мешочек»
Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (зверюшки, желуди, матрешки, машинки и т. д.).
В начале игры предложить познакомиться с содержимым мешочка. Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).
Игры с тактильной книжкой.
Ребенку предлагается рассмотреть, потрогать пальчиками страницы, изображенные предметы, рассказать, на что они похожи.
Ребенок с закрытыми глазами, прикладывая пальчики к какому – нибудь предмету на странице книги, описывает свои ощущения и угадывает, что это такое.
Ребенок может дорисовать фломастером недостающие детали, создавая законченный сюжет.
Можно помочь наводящими вопросами:
Это твердое или мягкое? это короткое или длинное? Пощупай, на что похоже? и т. п.
Игра с песком (песочный стол) :
Предложить порисовать песком: насыпание из кулачка; ладонью; ребром руки; щепоткой; пальцем; одновременное использование нескольких пальцев;симметрично двумя руками;с помощью различных предметов.
Игра: «Прятки» (штриховка).
Ребенку предлагается выбрать силуэт и его спрятать. Например: силуэт мышки. Спрятать от кошки. Давайте заштрихуем мышку и кошка её не увидит.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЯ.
ПРИЕМЫ :
- Игры на внимание (найти что пропало)
- Игры с Лото
- Гляделки (описать ребенка)
-Хлопки на определенное слово
МАТЕРИАЛ :
Игра «Что пропало?»
На поверхности раскладываются мелкие предметы. Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и отвернуться или закрыть глаза. Затем несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить, какие предметы исчезли.
Игра «Лото»
Фишки с изображением предметов (животных, птиц) и карты с изображением этих же предметов.
Играющим раздаются карты. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.
Игра ««Будь внимательным».
Ведущий называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, вилка и т. п. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. (Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.)
МНЕСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПРИЕМЫ :
-Раскладывание палочек.
- Угадывание, что лежит в мешке.
МАТЕРИАЛ :
Упражнение «Сложи фигуру».
Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т. п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.
Игра «Волшебный мешочек»
Ведущий предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ.
ПРИЕМЫ :
-Взаимодействие с предметным миром;
-Развитие восприятия и целостного образа предмета;
-Обогащение и расширение опыта предметно- практической деятельности, предметно- орудийной деятельности, умении и навыками конструированию;
-Формирование сенсорных эталонов
МАТЕРИАЛ :
Игра «Летает - не летает» .
Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.
Список названия предметов: орел, змея, диван, самолет, крокодил, ласточка, баран, муха, вертолет, чайка, дом, стол, собака, дерево, чайка, воробей, стрекоза, луна и др.
Игра «Собери картинку».
Ребенку предлагается картинка разрезанная на 5-6 частей. Необходимо сложить картинку в одно целое. Можно предложить рассмотреть образец картинки и предложить собрать картинку по образцу.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
ПРИЕМЫ :
-Выполнить задания с палочками.
-Игры на обобщающие понятия
МАТЕРИАЛ :
Игра «Назови одним словом»
Детям предлагается обобщить предлагаемые предметы и назвать одним словом. Например: туфли, сапоги, ботинки – обувь. Стол, стул, кровать (мебель). Собака, кошка, лошадь (домашние животные) и т. д.
Различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем, чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек».
Игра «Чего не бывает?»
Предлагается детям внимательно посмотреть картинку и найти то, чего на самом деле не бывает. Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным ответом ( например: На березе растут яблоки).
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
ПРИЕМЫ :
-Беседы о прочитанном
-Пересказы об услышанном
- Пословицы, поговорки
- Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.
МАТЕРИАЛ :
Игра «Прослушай, прочти и перескажи».
Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.
«Пословицы и поговорки».
Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Хочешь кататься, люби и саночки возить», «Что летом родится-зимой пригодится».