Марина Скородумова
Дидактическое пособие для развития критического мышления «Мыслики»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из эффективных технологий развития критического мышления признан метод Эдварда де Боно "Шесть шляп".
Применяется в образовательных процессах разных уровней давно и широко. Безусловно, данный метод и эффективен, и эффектен. Немало педагогических разработок посвящено применению данного метода и в дошкольном образовании.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако, зачастую можно видеть, что дети дошкольного возраста, не столько мыслят сами в рамках данного метода, сколько отвечают на вопросы педагога. Таким образом, критическое мышление скорее развивается у педагога, чем у детей.
Даже взрослому человеку сложно перестроить свое мышление определенным образом. Особенно, если шляпа, диктующая определенный образ мыслей, не соотносится с характерологическими особенностями человека. Например, человек, привыкший все и всех критиковать, вдруг надевает желтую шляпу оптимиста. Найти что-то позитивное в ситуации, которая видится только в черных красках крайне сложно. Даже взрослому! Что говорить о дошкольниках!
Так, может быть, не стоит притягивать данный метод в детский сад? Малыши подрастут и научатся мыслить критически. В школе. А с другой стороны, визуализация, возможность перевоплощения и игровая составляющая метода как нельзя лучше подходят для дошкольников, готовых играть и учиться в игре, не растерявших еще детской непосредственности. В школьном возрасте дети уже боятся нелепо выглядеть в глазах сверстников, игровое взаимодействие считают наигранным, неохотно включаются в обсуждение проблем, стараясь притаиться за спинами сверстников и тихо хихикать. Получается, что формировать латеральное мышление и развивать аналитические навыки можно только у взрослых? Но сензитивный период для развития мышления у взрослых уже давно позади.
Так в каком возрасте данный метод работает эффективнее, и есть ли смысл вообще его применять?
Мы решили, попробовать! Но, для начала мы их визуализировали, назвали мысликами и дали им говорящие имена! Получилось вот что: Профессор ПотомуЧто (белая шляпа – информация) – отвечает за новые знания, Мастер АНуКа (зеленая шляпа – предлагает решение вопроса) – воображает и изобретает, критик ЭхНо (черная шляпа-критика) – помогает найти лучший ответ, а лучик УхТы (желтая шляпа- позитивная сторона) – видит во всем веселое и хорошее. Они живут в нашей голове и помогают отвечать на вопросы. А если надеть шляпу мыслика, то можно собирать Совет Мысликов и решать любую проблемную ситуацию!
Мы придумали несколько историй про мысликов и даже сняли про них мультфильм. И теперь стало возможно организовать сюжетно-ролевую игру по сюжету мысликов и между делом учиться критически мыслить!